Сьогодні відбувся
Вебінар:
«
Виховні заходи з теми прав дитини. Практичні кейси
»
Взяти участь Всі події

САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПУТИ К ЕЁ ЦЕЛОСТНОСТИ

Психологія

Для кого: 10 Клас, 11 Клас, 12 Клас, Дорослі

11.01.2020

296

0

0

Опис документу:
Выделяется ряд важнейших аспектов личности: типы взаимодействия в жизнедеятельности личности, центры управления этими взаимодействиями, центры самоуправления личности и др. Если отношение самоуправления, в котором участвуют центры данной личности, является безусловным, необходимым, скажем, - постоянным во времени, то личность в этом плане самоуправления максимально целостна. Описаны пути консолидации личности, повышения её целостности.
Перегляд
матеріалу
Отримати код

Савусин Николай Павлович,

методист департамента образования и науки Одесского городского совета.

УДК: 165 / 168: 001.8 (043.3)

САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПУТИ К ЕЁ ЦЕЛОСТНОСТИ

1. Стремление личности к многоплановой целостности.

Сторонники всемирного философского движения Нью-Эйдж, полагают, что человек, в ходе своего развития, стремится, в частности, стать целостной личностью во всех своих основных планах [1 - 3]. Традиционно, психология и педагогика уделяют большое внимание развитию личности в таких аспектах, как физический, умственный и эмоциональный [4]. Однако, калифорнийские социопсихологи, те, кто разделяет теорию, которая именуется как психология сущности, изучая развитие человека, предлагают обращать внимание на более широкий спектр личностных аспектов. В самой личности эти социопсихологи выделяют её сущность [5 - 7]. Они также полагают, что, моделируя процесс самоорганизации личности на пути к её совершенствованию, необходимо использовать понятия об энергетических центрах самоуправления личности [5, с. 95 - 106]. Действуя именно через такие центры самоуправления, сущность нашей личности обеспечивает себе целостность.

На базе психологии сущности, выделяется ряд важнейших типов взаимодействия в жизнедеятельности личности. Важнейших, в частности, и – для обретения целостности личности [5 – 16].

Многоаспектность и глубина данного вопроса вынуждает нас подойти к личности как к системе [17]. Причём, личность нам придётся рассматривать как деятеля – как личность в процессе её жизнедеятельности. А точнее, - брать личность в её деятельности по разрешению жизненных проблем. Целостность при этом является именно системным параметром [18]. Целостность системы, характеризующейся заданным значением избранного её параметра, можно определить, исходя из того, является ли это значение внутренним для данного её параметра или внешним. Иначе говоря, - насколько оно необходимо, безусловно, или условно (случайно, ситуативно, факультативно и т.п.) [19 – 21].

2. Субпараметры личности как системы, выделяемые калифорнийцами.

Калифорнийские социопсихологи, по сути, исследуют личность в плане ряда её системных параметров. Особо, калифорнийцы выделяют те параметры, которые можно назвать частносистемными параметрами, или субпараметрами. По их мнению, личность можно эффективно проанализировать, в следующих планах, или по следующим осям. Это такие оси: ось вдохновения, ось выражения, ось действия и ось ассимиляции. Ординарная сторона, или позиция, оси больше связана с конкретными, точными и непосредственными проблемами. Экзальтированная сторона, или позиция, занимается широкой, общей, абстрактной картиной. Ось ассимиляции нейтральна. Каждая позиция имеет позитивный полюс и негативный.

Цитируемые нами социопсихологи, в основном, сосредотачивают внимание на трёх центрах самоуправления личности. Это - двигательный, эмоциональный и интеллектуальный центры. Иногда, как они считают, мы используем также инстинктивный центр.

То, что здесь названо инстинктивным центром, некоторые сторонники философии Нью-Эйдж именуют Врождённым, Природой Человека, Разумом тела, сознанием тела (считается, что явления, которые изучает кинезиология, например, эффект лозоходства, связаны с работой этого центра [22, с. 188 - 217]).

Каждый из упомянутых центров связан с другими центрами через свои части (опять же, - интеллектуальную часть, двигательную, эмоциональную и другие, о которых будет речь ниже). Образно выражаясь, мы можем думать, например, приблизительно, так: «Центр самоуправления моей личности расположен, в основном, «на интеллектуальном острове в океане эмоций». Через этот остров я управляю своим интеллектуальным центром, как «материком».

Энергии остальных центров (высший двигательный, высший эмоциональный и высший интеллектуальный центры) человек использует редко [5, с. 96].

Сущность нашей личности направляет нашу личность по пути её развития, управляя, опять же, из этих центров.

Если отношение самоуправления, в котором участвуют центры данной личности, является безусловным, необходимым, скажем, - постоянным во времени, то личность в этом плане (в плане самоуправления) максимально целостна [19 – 21]. При случайном (скажем, при редко реализующемся) самоуправлении, такая целостность личности будет низкой.

Какими же путями вообще полезно было бы консолидировать личность, повышать её целостность? Чтобы это понять, остановимся вначале на некоторых основных характеристиках сущности у личности.

3. Основные характеристики у личностной сущности.

1. В одном из главнейших аспектов, целостность личности обеспечивается уже тем, что её сущность настроена на выполнение определённой жизненной роли. Для данной личности роль её сущности – это фундаментальный способ существования и сознания на протяжении всей жизни личности, всей её жизнедеятельности. Всей её деятельности - по разрешению определённой жизненной проблемы, для решения определённой жизненной задачи. [5, с. 48]. Можно выделить четыре типа ролей по тем планам, или осям, в которых (или – по которым) проявляется личность.

То, взятое в целом, сложное отношение, которым является роль сущности, по сути, также служит неким параметром личности как системы. Этот параметр, судя по концепции упомянутых социопсихологов, проявляется (на достаточно конкретном уровне) в виде одного из семи значений [5, с. 48 - 62]. Иначе говоря, жизненные роли бывают семи различных видов. Это роли, которые условно именуются так: Учёный, Ремесленник, Мудрец, Служитель, Воин, Король, Жрец [5, с. 48 - 62].

Таким образом, в согласие с [5 - 7], указанное ролевое отношение по имени «жизненная роль» следует считать не случайным, не ситуативным для личности, но, напротив, - безусловным, необходимым. Поэтому, целостность личности в значительной мере обеспечивается приверженностью этой личности к её определённой и постоянной жизненной роли.

2. Следующим фактором, дающим одним из самых весомых вкладов в целостность личности, является баланс сфокусированной и созидательной энергии, который характерен для сущности этой личности [5, с. 59 - 62].

Созидательная (женская) энергия – рассеянная и взрывная. Она имеет вулканическую силу и она динамична; направление её не является навсегда определённым, она может быть сразу разнонаправленной, не ориентированной на детали. Сфокусированная (мужская) энергия обычно сконцентрирована и направлена на определённый объект, «в одну точку», она «более пробивная».

Большинство людей имеет соотношение сфокусированной и созидательной энергий от 40:60 – до 60:40, что даёт личности уравновешенность. Упомянутый баланс сохраняется у сущности данной личности на протяжении всей её жизни. По этой причине, такой атрибут сущности также обеспечивает для данной личности её целостность (целостность - той личности, в виде которой эта сущность проявляется). И целостность – в плане характера используемой энергии.

3. Третьим важнейшим вкладом сущности в целостность личности является частота, вибраций, характерная для сущности данной личности [5, с. 61 - 62]. Иначе говоря – это темпо-ритм жизни, характерный для сущности. Одни люди «живут быстрее», чем другие. Они быстрее усваивают уроки жизни. Условно, такая частота вибраций измеряется по определённой шкале. Жрецы и Ремесленники обычно имеют высокую частоту. Мудрецы, Служители, Учёные и Короли имеют разнообразные значения. У Воинов частота обычно понижена.

4. Тип биологического тела, характерного для данной личности, также даёт заметный вклад в целостность личности [5, с. 108 - 118].

Тип тела определяется по наиболее существенному влиянию на организм человека конкретной железы эндокринной системы организма. Или, как обычно, - пары желез, а также некоторых других подсистем организма. Таковы влияния следующих подсистем: 1) поджелудочная железа и лимфатическая система; 2) паращитовидная железа, дополняющая действие щитовидной железы; 3) щитовидная железа; 4) гипофиз; 5) надпочечники; 6) задний отдел гипофиза; 7) вилочковая железа; 8) гипоталамус; 9) гонады, половые железы: 10) шишковидная железа. Тип личности зависит и от гормональной доминанты в его организме. Бывают и некоторые смешанные типы тела (комплементарные лишь, но не всякие) [5, с. 110, 118].

Каждый из этих типов тела символизируется некоторой планетой в следующем порядке: 1 – Луна; 2 – Венера; 3 – Меркурий; 4 – Сатурн; 5 – Марс; 6 - Юпитер; 7 – Солнце; 8 – Нептун; 9 – Уран; 10 – Плутон.

В течение жизни человека тип его тела обычно слабо изменяется [5, с. 108 - 110]. Этот факт также обеспечивает известную целостность личности.

4. Оболочки сущности.

Большой вклад в целостность личности даёт то постоянство, с которым данную личность сопровождают следующие характеристики её жизнедеятельности [5 - 7]. Это: цель жизни; режим достижения жизненной цели; настрой жизнедеятельности (то, какими глазами личность смотрит на мир); главная негативная черта (она связана с некоторыми страхами, она основана на них). Такие характеристики личности называются оболочками её сущности. Они носят условный характер для сущности этой личности, то есть не являются безусловно необходимыми для этой сущности. Можно выделить четыре типа оболочек по тем планам, или осям, в которых (или – по которым) проявляется личность. Это опять же, упомянутые оси: ось вдохновения, ось выражения, ось действия и ось ассимиляции. Проявляя свои оболочки, личность может, как бы, соскальзывать по избранной ею оси с экзальтированной позиции – через нейтральную позицию к ординарной позиции, и - назад.

Цель жизни. Цели действия: доминирование, подчинение. Цели вдохновения: рост, переоценка. Цели выражения: принятие, дискриминация. Нейтральная цель – релаксация. В качестве примера, кратко рассмотрим цели вдохновения, ассимилятивную цель и ещё две других.

Жизнь, имеющая целью рост, будет выглядеть как череда задач, проблем и препятствий, которые должны шлифовать характер и духовную природу сущности. Переоценка противоположна росту в том смысле, что она ограничивает кругозор жизни для того, чтобы в полной мере исследовать одну-две области. Назначение релаксации – отдых и попытка научиться «плыть по течению». При релаксации «позволяют жизни идти своим чередом».

Главное для людей с целью принятие - это принятие жизни других людей и стремление быть принятым ими. Дискриминация заставляет людей выбирать, что им нужно или не нужно в жизни, а также избавляться от того, чего человек не хочет видеть в своей жизни.

В плане своих жизненных целей более целостная личность ориентируется всё время одну и ту же цель. Точнее говоря, целенаправленность такой личности имеет необходимый, безусловный (не случайный) характер, она не зависит от тех или иных внешних обстоятельств.

Режим достижения жизненной цели. Режимы здесь – это способы достижения цели. Режимы действия: агрессия, настойчивость. Режимы вдохновения: страсть, сдерживание. Режимы выражения: сила, осторожность. Нейтральный режим – наблюдение. Как пример, остановимся вкратце на режимах вдохновения и на ассимилятивном режиме.

Страсть даёт личности тенденцию к сильным эмоциональным реакциям. Люди страсти живут энергично и с энтузиазмом. Сдерживание используется для очищения, шлифовки и окультуривания. Преимущества наблюдения – в том, что оно позволяет вам обдумывать свои действия, планировать их, а также в том, что из него мы можем соскальзывать к любому другому режиму.

В плане способа (или режима) преследования своих жизненных целей, более целостная личность действует в определённом постоянном режиме. Иначе говоря, тогда режим является не случайным, а независящим от внешних условий.

Настрой жизнедеятельности. Настрой определяет то, какими глазами вы смотрите на мир, каков ваш общий взгляд на жизнь. Настрои вдохновения: духовный, стоический. Настрои действия: реалистический, цинический. Настрои выражения: идеалистический, скептический. Нейтральный настрой – прагматический. Обсудим кратко идеалистический и прагматический настрои.

Идеалистический настрой (словесно выраженная установка: «Так должно быть»). Здесь имеется в виду, что идеалист идеализирует объекты. Идеалисты видят мир, каким он «должен быть», - иначе говоря, видят свой идеальный образ, видят всё «в идеале».

Прагматики видят мир, «каким ему положено быть». Они часто сочиняют законы и правила, которые, по их мнению, должны управлять миром. Часто они и следят за выполнением таких законов и правил. Прагматизм – нейтральный настрой, он может соскальзывать к остальным шести, поэтому он довольно гибок. Благодаря своей гибкости, прагматики могут маскироваться под другие настрои.

В плане своего настроя, более целостная личность имеет более постоянный настрой. Скажем, при стоическом настрое, вероятнее всего, мы оказываемся выносливыми, и наш девиз тогда таков: «как бы то ни было, что бы ни произошло, мы справимся!». Или, например, при этом же настрое, мы, чаще всего, излучаем спокойствие, проявляем уступчивость (в хорошем смысле), демонстрируем принятие мира таким, каков он есть, и желание извлечь из жизни максимум, не идя ей наперекор, а также понимание других настроев.

Главная негативная черта.

У максимально целостной личности главная негативная черта не проявляется, то есть, её отсутствие является безусловным, а не ситуативным. Но обычно, более целостные личности используют свою главную негативную черту (ГНЧ) минимальным образом, редко. Чаще они смягчают и стирают её. Все ГНЧ основаны на страхах. Черты вдохновения: высокомерие (страх уязвимости); самоуничижение (страх собственной неадекватности). Черты выражения: жадность (боязнь не иметь); саморазрушение (страх собственной никчемности). Черты действия: нетерпеливость (страх пропустить что-то важное); мученичество (страх потерять контроль). Нейтральная черта – упрямство (страх новых ситуаций). Упрямство – черта, которая может соскальзывать к остальным шести чертам. Упрямство используется как механизм торможения для процесса роста в угрожающих ситуациях.

5. Общение с родственниками.

В рамках Нью-Эйдж обосновывается положение о том, что человек, по своей природе, потенциально обладает всем необходимым для своего развития. Однако, обычно нам кажется, что нам, всё же, не хватает каких-то посторонних, не необходимых вещей. Так люди оправдывают, например, свою тягу к никотину или алкоголю, не говоря уже о тяжёлых наркотиках - оправдывают тем, что именно таких вещей им недостаёт для самодостаточности. Для того, - чтобы почувствовать себя, в каком-то смысле, целостной личностью [1 - 3]. А чего же нам не хватает по существу?

Оказывается, для начала, нам недостаёт положительного общения с родственниками или с теми их образами, которые имеются внутри нашей личности.

В книге [23] сторонник Нью-Эйдж Д. Браун предлагает (для повышения целостности своей личности) работать определённым образом с так называемой семейной констелляцией. Констелляция – от слова «созвездие». В простейшую семейную констелляцию входят семь ваших внутренних образов: 1) образ самого себя (ваше внутреннее «Я»); 2) ваш внутренний образ матери; 3) ваш внутренний образ отца; 4) ваш внутренний образ бабушки по материнской линии; 5) ваш внутренний образ бабушки по отцовской линии; 6) ваш внутренний образ дедушки по материнской линии; 7) ваш внутренний образ дедушки по отцовской линии.

Особая работа с этими образами (по системе Д. Брауна) заключается, как минимум, - в посыле им энергии любви. Даже не разделяя философии Д. Брауна, следует, видимо, признать, что в мире своей памяти, нам, разумеется, полезно было бы навести порядок в этических отношениях с родственниками, с предками.

Углубляясь в упомянутую работу по системе Д. Брауна, необходимо иметь в виду также и своих прадедушек, и прабабушек, как по отцовской линии, так и - по материнской линиях, не говоря уже о дядьях и тётушках.

Конечно же, мало кто из нас хорошо знает свою родословную. Социологи из Сибири (ещё в рамках СНГ) давно заметили тот факт, что существует традиция сибиряков знать своих предков до седьмого поколения. А людей, разделяющих эту традицию, в Сибири имеется несравненно больший процент, чем в Украине. Видимо, в Украине люди долгие годы боялись хранить сведения о своих предках из-за страха возможных репрессий со стороны властей.

Согласно Д. Брауну, целостность личности во многом страдает из-за отсутствия положительных взаимодействий со своими предками. Не только – с живыми родственниками. Даже, - если речь идёт о воображаемых психологических взаимодействиях. Положительное эмоциональное взаимодействие даже с мысленными образами ваших предков повышает целостность вашей личности.

Д. Браун довольно обстоятельно обосновывает свою систему работы с образами ваших родственников (он их называет «внутренними родственниками»). Он говорит, что, если вы не исцелили ваших внутренних родственников своей любовью, то это мешает вам энергетически общаться с вашими космическими аналогами отца и матери. Выражаясь образно, - с Небом и Землёй (и, естественно, - со Вселенной в целом). Зная психологические проблемы своих родственников, даже усопших, вам (с точки зрения Д. Брауна) нужно дать им (или их образам) энергию любви для решения этих проблем.

Важно, что наибольшей целостности (в плане своих отношений со своей семейной констелляцией) личность как система достигает тогда, когда эти отношения становятся не случайными, но необходимыми, безусловными [19 - 21].

6. Общение с нашим кругом поддержки.

Для повышения своей целостности, мы, как минимум, можем работать с системой людей (или наших внутренних образов таких людей), которые входят в так называемый круг нашей поддержки в жизни. Кроме того, на нашу сущность оказывают влияние некоторые постоянные межсущностные отношения (например, - с нашим сущностным двойником, с партнёрами по выполнению жизненных задач и с более крупными, объемлющими нашу сущность иерархическими системами существ и их систем [5, с. 63, 132 - 142]).

Перейдём к кругу поддержки. В течение жизни каждый человек формирует себе круг поддержки. Люди, с которыми он активно взаимодействует, заполняют 12 позиций в этом круге. Каждый человек формирует основной круг и затем – определённое число второстепенных. Когда человек не имеет возможности заполнить все 12 позиций членами основного круга (людьми, с которыми он лучше всего взаимодействует), вакантные места могут занять люди из второго или третьего круга.

Формирование круга поддержки означает, что человек установил тесные отношения с другими и достиг достаточного уровня зрелости, чтобы получить их поддержку. По этой причине полностью круг поддержки формируется по достижении уровня зрелой личности. На более ранних уровнях своего развития человек не доверяет другим в достаточной мере и предпочитает полагаться на себя, а не на них.

В круге поддержки есть 13 позиций. Двенадцать занимают поддерживающие люди. Тринадцатая позиция принадлежит человеку, которого они поддерживают, и соответствует Позиции Власти. Вы - человек, имеющий власть над собственным кругом поддержки, так как вы решаете, как и в чём в своей жизни вы получаете поддержку, вы управляете помогающими вам людьми.

Степень вашей потребности в поддержке – индикатор вашего благополучия в различных областях жизни: в карьере, семейных отношениях, дружеских отношениях и духовности. Это также является мерой вашей само-агапе. Мерой - такой вашей любви к себе, которая ничем не обусловлена, мерой безусловной любви. Большинство людей - даже из числа зрелых личностей - позволяют себе иметь поддержку всего двух-трёх людей: партнёра в браке (он может и вовсе не входить в ваш круг поддержки, а просто быть связанным с вами в другом смысле), ребёнка и отца или матери. Реальное расширение группы поддержки состоит в том, чтобы позволить большему количеству людей узнать вас, понять вас, увидеть, кем вы на самом деле являетесь (в том числе и на глубоком, сущностном, уровне), и поддержать вас в выполнении масштабных задач вашей жизни. Разумеется, и личность, и процесс её самоорганизации гораздо сложнее предлагаемых моделей [24].

Если у вас нет круга поддержки, то это не обязательно означает, что его члены ещё не вошли в вашу жизнь. Это может значить, что вы пока не можете позволить им поддерживать вас. А может быть, они ещё не пришли в вашу жизнь, потому что вы своим нежеланием помощи энергетически держите их на расстоянии. На энергетическом уровне вы можете и не подозревать, что такая поддержка возможна.

Если вы не научитесь пользоваться своим кругом поддержки, вы не сможете понять сути по-настоящему близких отношений и не будете иметь их. У вас не будет достаточного количества разносторонних вариантов поддержки, чтобы

Круг поддержки.

чувствовать себя полноценным, значимым членом общества, способным отдавать. Вы будете тратить слишком много энергии на заботу о себе, её не будет хватать на то, чтобы выйти в свет и достичь процветания на различных уровнях, таких, как хорошие дружеские и любовные отношения, обладание всеми желаемыми материальными благами или установление здоровых отношений с вашим собственным внутренним «Я». Ниже описаны 12 позиций в круге поддержки.

Знание. Позицию Знания занимает тот человек, на которого вы можете положиться, если нуждаетесь в точной информации. Такой человек с готовностью предложит вам все необходимые «технологии», могущие облегчить вашу жизнь. Он также даст вам информацию и обратную связь, в которой вы нуждаетесь, чтобы познать себя.

Наставник. Ваш наставник – это человек, к которому вы можете обратиться за советом, в поисках истины и ответов на вопросы. Этот человек обыкновенно бывает старше и опытнее вас, и он прошёл через то, с чем вам приходится столкнуться сейчас.

Сострадание. Вы можете положиться на человека, занимающего позицию Сострадания, в том, что он поймёт и поддержит вас и в дни радости, и в трудные времена. Эту позицию займёт человек, понимающий и разделяющий вашу точку зрения, но тем не менее, способный давать объективные оценки вашим поступкам.

Ребёнок. Эту позицию занимает человек, который даёт вам возможность проявить свои родительские чувства. Рядом с этим человеком, вы чувствуете себя защитником, чувствуете свою ответственность за него, планируете его будущее. Это не обязательно ваш ребёнок или кто-то намного младше вас, хотя, вероятно, это в каком-то смысле очень близкий человек.

Любовь. Человек, занимающий позицию Любви, лучше всех учит вас тому, что такое любовь. Он поддерживает вас, позволяя любить его, и любит вас таким, какой вы есть. Этим человеком не обязательно является тот, с кем у вас существуют сексуальные отношения.

Дисциплина. Позиция Дисциплины даёт вам возможность быть дисциплинированным и указывает на необходимость самодисциплины. Это может происходить благодаря тому, что человек в этой позиции активно напоминает вам о необходимости соблюдения дисциплины или будит в вас нужду в самодисциплине своим примером.

Якорь. Ваш якорь даёт вам стабильность и точку опоры. Это человек, на которого вы можете положиться, уравновешенный, твёрдый, он всегда рядом, когда вы в нём нуждаетесь.

Целитель. Вашему целителю вы можете доверять, если нуждаетесь, и в физическом, психическом и эмоциональном лечении. Это может быть человек, который очень давно специализируется на целительстве, или просто кто-то, чьё присутствие исцеляет вас.

Просветление. Человек, занимающий эту позицию, наиболее часто помогает вам входить в ваши высшие центры личности и способствует вашему «просветлению». Это может быть духовный учитель, с которым вы общаетесь, или давно умерший человек, чьи книги позволяют вам прикоснуться к истине, любви и красоте. Чаще всего, это друг, в присутствии которого вы прикасаетесь к высшим центрам и чувствуете вдохновение.

Муза. Ваша Муза – это то, чему вы себя посвятили в этой жизни. Это не обязательно человек. Музой может быть идея или теория. Например, это может быть свобода, справедливость, счастье, Бог или успех - такие Музы чаще всего встречаются в современном обществе. Если эту позицию занимает человек, вы склонны возводить его на пьедестал, идеализировать его и не замечать его ошибок.

Красота. Человек, занимающий эту позицию, является воплощением красоты для вас и приносит красоту вашу жизнь. Это может быть красивая, с вашей точки зрения, женщина или человек, который обращает ваше внимание на красоту окружающего мира.

Юмор. Человек на этой позиции приносит в вашу жизнь юмор, забавляет вас или указывает на светлую сторону жизни. Некоторые люди, в совершенстве владеющие этим искусством, становятся профессиональными юмористами и служат представителями позиции Юмора для большого количества людей.

Ваша личность, в итоге, рассматривается как не имманентная система [17]. Она существенным образом проявляет свои свойства через взаимодействия со своим кругом поддержки.

Если вы обычно пользуетесь своим кругом поддержки то вы повышаете целостность своей личности.

Опять же, наибольшей целостности (в плане своих отношений с кругом поддержки) личность как система достигает тогда, когда эти отношения становятся не случайными, но необходимыми, безусловными [19 - 21].

Целостность личности может возрастать и из-за длительного участия личности в отношениях нескольких иных типов, например, во взаимодействиях, характерных для пары «учитель – ученик», «любящий – любимый» и т.д. [5 – 7; 10 – 12; 16].

7. Литература.

1. www.Lightworker.com/beacons/snailmailjohn.shtml.

2. www.PLANETLightworker.com.

3. sharyl@planetlightworker.com

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 1986. – 424 с.

5. Учение Михаила / Перев. с англ. под ред. А.Костенко. – К.: «София», 1999. – 208с.

6. Стивенс Хозе. От Дао – Земле. Система Михаила, психология общения и духовный рост / Перев. с англ. - К:»София». – М.: ООО ИД «Гелиос», 2001. – 320с.

7. Заннос Сюзанн. Человеческие типы. Строение тела и психология. - СПб.: ИД «Весь», 2003. - 352.

8. Савусін М.П., Пеняєв С.М. Напруженість у відносинах “педагог – обдарований учень” - Директор школи України. Суспільно-освітянський часопис для керівника, 2 лютий, 2007. - К.: Вид.-во “Плеяди”, 2007. www.pleyady.kiev.ua. – 72c. С. 47 – 58.

9. Савусін М., Пеняєв С., Марченко С. Діти нового покоління - Завуч школи України: “Шкільний світ» № 31 (325), листопад, 2007, С. 22 – 28. E-mail: zavuch@1veresnya.com.ua .

10. Савусін М.П., Пеняєв С.М., Стоянов О.О. Як активізувати пізнавальну діяльність учнів через оптимальну участь у проектах // Фізика в школах України. №№ 7 – 8; 9 - 10 (275 – 276; 277 - 278), квітень 2015 р. С. 5 – 9; 10 – 15.

11. Савусін М.П., Пеняєв С.М., Стоянов О.О. Як активізувати пізнавальну діяльність учнів через оптимальну участь у проектах. Частина 2 // Фізика в школах України. № 9 – 10 (277 – 278), травень 2015 р. С. 8 – 15.

12. Савусін М.П., Дімов С.Ф. і Пеняєв С.М. «Проектний метод. Методика поліпшення навчально-виховного проекту узгодженням ролей його виконавців. – «Шлях освіти» № 2, 2013 р. (3 м.п.с.).

13. Савусін М.П., Желєзкова Н.О., Пеняєв С.М. «Шляхи подолання страхів і головних негативних рис характеру особистості» - «Шкільному психологу. Усе для роботи», № 9 (9), вересень 2009 р. www.osnova.com.ua .

14. Савусін М.П., Желєзкова Н.О., Пеняєв С.М. «Шляхи подолання страхів та головних негативних рис характеру, що притаманні підлітку і його мікросоціуму». - «Директор школи. Україна», № 9 - 10, (№№115 – 116), (С. 9 – 19; С. 44 – 52); вересень - жовтень 2009 р., www.osvita-ua.net .

15. Савусін М.П., Желєзкова Н.О., Хворостянова В.І., Пеняєв С.М. «Яка життєва роль вашої дитини? Рання профорієнтація підлітка». - «Шкільному психологу. Усе для роботи», № 11 (23), листопад 2010 р. С. 24 – 33. www.osnova.com.ua (статтю включено в спецвипуск журналу «Сучасна модель роботи психологічної служби міста в системі дитина-родина. Конференція в м. Одесі).

16. Савусін М.П. Аристотелевська категорія «співвіднесене» при застосуванні соціальної психології до процесів навчання та виховання. Одесса: Машинопис. 2016.- 6 м.п. с. У друці.

17. Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 1978. – 272 с.

18. Уёмов А.И., Штаксер Г.В. К проблеме построения измерительной шкалы для определения целостности систем // Системные исследования. Ежегодник 2002. М.: Наука, 2004. С. 7 – 33.

19. Савусін М.П. «Шляхи підвищення цілісності систем на базі загальної теорії систем (ЗТС)» // Наукове пізнання: методологія та технологія. Науковий журнал № 2 (29), 2012. Серія: філософія, соціологія, політологія. Одеса, 2013. С. 144 – 150.

20. Савусін М.П. Критерії порівняння складності систем через зв’язки та залежностіміж системними дескрипторами. Степені цілісності та складності.

// Перспективи. Соціально-політичний журнал. Серія: філософія, соціологія, політологія. № 2 (64) – Одеса: Вид.-во Південноукраїнського національного педагогічного університету ім.. К.Д. Ушинського, 2015. 1 друк. аркуш. У друці.

21. Савусин Н.П. Системно-параметрическое истолкование самоорганизации объекта как его упрощения и консолидации на пути к равновесию // Материалы

ХІІ Международных Пригожинских чтений. Позднеклассическое знание и наследие И. Пригожина: Вопросы мышления и познания. 17 сентября 2015 г. – 25 января 2016 г. – 26 мая 2016 г. Выпуск 12. – Одесса : Печатный дом, 2016. – 212 с. С 180 - 186.

22. Мураньи Моника. Крайон. Акаша Человека. Активация внутренней Программы / Перев. с англ. – М.: ООО Книжное издательство «София». 2016 – 288 с.

23. Браун Дэвид. Крайон: Твоё сердце знает всё (Крайон из ЮАР) / Перев. с англ. – М.: ООО Книжное издательство «София», 2014, - 160 с.

24. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. - М.: Мир, 1990. – 344 с.

11

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.