Розробка : "Актуальной задачей современной школы "

Опис документу:
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Вопросы активизации учения школьников относятся  к   числу  наиболее значимых  проблем современной педагогической науки и  практики.  Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение  и развитие  носят  деятельностный  характер   и   от   качества   учения   как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной жизненной позиции учащихся в учебном процессе. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия  и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). В последние года разработаны технологии, которые призваны решать ряд проблем, возникающих перед учителем.

К таким технологиям можно отнести:

- технологию гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;
- интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;
- проблемного обучения А.М. Матюшкина.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога, и для учащегося? Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащегося и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

В русле этих поисков несколько лет назад в пространстве педагогики начало разрабатываться еще одно направление – учебный диалог. Сегодня хорошо работает новый  подход – интерактивное обучение (inter – между, aktio – действие). Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно  видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Традиционно выделяется три стороны общения:

–       информативная (обмен информацией);

–       интерактивная (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

–       перцептивная (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны. Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые ни один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя. Сотрудничество рассматривается психологией как особая форма человеческих взаимодействий, требующая учета многих факторов (уровня сплоченности коллектива, наличия действенной обратной связи, реакции на конфликтные ситуации, готовности к взаимообмену, взаимопомощи и т.д.). Психические механизмы совместной деятельности опираются на фундаментальные личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении. В возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Значимость общения со сверстниками является ведущим видом деятельности для подростков 10-15 лет.    Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности -индивидуальной, фронтальной и групповой. В первых двух случаях построение аналогичное (учитель   -  ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация  учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса. Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

·        конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

·        коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

·        социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

 

Описание системы работы

Важно оптимально сочетать в зависимости от целей урока формы организации познавательной деятельности, методы обучения и содержание учебного материала.

Изучение новой темы начинаю со знакомства учащихся с планом изучения данной темы  или совместного планирования (в зависимости от  конкретного класса). Из таблицы учащиеся  видят, на каких уроках будет осуществляться изучение нового материала, отработка знаний, умений, навыков; контроль, рефлексия, коррекция; где работа будет организована в группе, индивидуально, фронтально, на каких уроках отметки получат все. Самостоятельные работы обязательно составляю дифференцированно.  Учащиеся оценили доступность такой информации.

I.                 Методы обучения.

Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные методы обучения. Но, как правило, при изучении нового материала чаще всего использую для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые методы, для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания по теме. На этапе формирования знаний, умений и навыков репродуктивные методы  постепенно заменяю на частично поисковые, так как необходимо формирование умений учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы, в частности, метод проектов.

II.              Формы групповой работы.

Использование форм групповой работы подчинено основной задаче данного типа урока. Набор этих форм также определяется содержанием учебного материала, уровнем готовности класса, наличием времени.

III.          Организация учебного пространства.

При интерактивном обучении важнейшим условием является организация учебного пространства. Традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки впереди сидящих и только одно лицо – лицо  учителя, здесь не уместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе. При входе в класс, где учебное пространство организованно иначе, чем обычно, у учащихся возникает ответная реакция: готовность включиться в соответствующие обстановке формы учебных взаимодействий. Внутренняя готовность учащихся сокращает время, необходимое им для настройки на форму и содержание интерактивного обучения.

IV.   Формирование групп.

Особое внимание  уделяю формированию групп. Существует два основных принципа формирования – свободное (по желанию) и организованное учителем. Предпочтение отдаю организованным группам, т.к. симпатии учащихся не всегда позволяют сформировать группы, необходимые для работы на уроке (с учетом содержания материала, планируемых форм организаций их деятельности), но при этом учитываю и мнение учащихся,  называю это полуорганизованными группами.

Пример способа формирования:

·        называю количественный состав группы, даю две - три минуты на сбор групп, иногда распределяю только «лидеров», остальных они набирают сами;

·        учащиеся при входе берут карточки, определяющие их место в группе;

·        на столе заданием вниз  лежат карточки, которые объединены общей темой. Задание учащимся - быстро организовать тематические группы.

Организованное распределение происходит следующим образом:

·        на столах заранее подготовлен список участников микрогруппы;

·        при входе в класс раздают учащимся карточки-пропуски к тому или иному учебному столу;

·        учащиеся знают, что на столе с литерой "А" находятся более сложные задания, на столе с литерой "В" - более легкие, поэтому каждый выбирает себе задание по силам, а вместе с ним и номер группы, в которой он будет работать.

По моему мнению, лучше всего организовывать группу с обязательным, но сменным составом, предотвращая возможность возникновения соперничающих друг с другом  внутриклассных группировок. 

V.   Организация групповой работы.

При организации групповой работы придерживаюсь следующих этапов:

1.    Подготовка к выполнению группового задания:

· постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

· выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);

· раздача дидактического материала по группам.

2.    Групповая работа:

· знакомство  с материалом, планирование работы в группе;

· распределение заданий внутри группы;

· индивидуальное выполнение задания;

· обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

· обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);

 .  подведение итогов группового задания, выводы.

3.    Заключительная часть:

· презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом;

· анализ познавательной задачи; рефлексия;

· общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;

· дополнительная информация учителя на группу.

Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Учащимся можно предложить кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока, занятия?», «Что тебе уже  известно по теме?», хорошо помогают созданию нужной ауры выбор эпиграфа к уроку, необычное приветствие учителя и т.д.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому необходимо познакомить учащихся с нормами поведения при интерактивном общении.

При проведении рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения:

Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы… и др.

  Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться приблизительно 6 единиц, заключительная часть – 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе. 

Численный состав групп также важен, поэтому при первичном закреплении теорем, определений, свойств, т.е. при отработке основных понятий, проведении тренинга учебных умений и навыков, использую учебную пару (диаду). Характер такой деятельности – репродуктивный, это формы работы: "Эхо", "Домино", "Диспетчер и контролер". Можно использовать пары постоянного и переменного состава, статические и динамические. Последняя форма особенно нравится детям 5-6 класса ("Хоровод", "Ручеек").  Для учителя оценить работу 10-15 пар учащихся проблематично, поэтому использую ее для небольших по количеству учащихся классах. При формировании знаний, умений и навыков по теме использую "Триады", "Квартеты", которые на теоретические вопросы могут отвечать совместно, а практические задания решают индивидуально (сразу с проверкой учителя), причем можно задания написать на разном цвете карточках в зависимости от сложности; выполнил верно, – добавляешь баллы в групповую копилку. Групповые и частные результаты заносятся в "экран достижений" фломастером, цветом соответствующим карточке (синий, зеленый, красный). Ценность данного  урока - в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела, итоги открыты для всех, что стимулирует групповую работу. Учитель на данном уроке может оценить работу и каждого ученика отдельно, и работу группы.

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно – обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Использую формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации.  Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

При изучении нового материала использую уроки  по типу "мозаики", т.е. форму кооперированно - групповой работы. Материал разбит на блоки, каждый из которых изучает учебная группа. Затем поочередно группа посылает своих делегатов в другие группы для обучения других учащихся. В конце занятия оцениваю конспект, составленный учащимися. Для актуализации знаний, мотивации учебной деятельности использую прием организации совместного поиска "Что мы об этом знаем?" ("Урок - ярмарка", "Урок – конкурс идей"). По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Межгрупповое общение  организую почти всегда. Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

Как показывает опыт, групповая работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  1. воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

  2. ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;

  3. ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его, идти дальше, выше;

  4. сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;

  5. учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

Принципы не меняются для разных классов, а вот формы обучения меняются. Групповая форма обучения – одна из наиболее приемлемых и эффективных в этом плане.

Каковы признаки групповой работы?

  • Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:

  • на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

  • состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

  • каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

  • учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Каковы “плюсы” групповой формы работы?

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?

Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”.

Как распределить учащихся по группам?

Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся.

Как организовать работу группы?

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта групповой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.

Какие задания можно предложить для групповой работы?

Это могут быть задачи с недоопределённым условием, не имеющие решения, имеющие несколько ответов, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, что часть заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами авторы. Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя. Одной из форм активной творческой работы учащихся являются конференции. В подготовке и проведении учебных занятий такого типа на всех этапах активно действуют ученики, а учитель выполняет роль организатора и консультанта. При этом сочетаются индивидуальная работа с работой всего класса, учащиеся получают новые знания и из литературных источников, с которыми работают при подготовке к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие ученики. Проведение конференций способствует развитию интереса к научным и техническим знаниям, формированию умений и навыков самостоятельной работы с научно-популярной и учебной литературой, с приборами и наглядными пособиями. Кроме того, очень велико значение конференций для развития устной речи, умения грамотно и логично излагать отобранный материал. Конференции целесообразно проводить преимущественно в старших классах.

Подготовка к конференции состоит из следующих этапов:

  1. Тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы.

  2. Класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек.

  3. Каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомится с материалом (каждый работает с одним источником, затем обменивается информацией с соучениками).

  4. Распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит опыты, наглядные средства.

  5. За несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала. Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении конференций у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два - три раза в год.

Важно обозначить правила работы в группе и определить систему оценок:

Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка. Например, учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.

Как подвести итоги?

В конце занятия выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу. В системе различных форм познавательной групповой деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период. Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить. Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп. В классе делается выставка работ учащихся. Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, члены жюри рассаживаются так, чтобы были видны доска и класс. После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, решения задач, заданий на смекалку и т.п.). Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за партами, часть отвечают с места. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, перфокарты и т.п.). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки. Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп.

Общие правила организации групповой работы

1.При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному без проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

2.Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

3.По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их еще не было в классе. По крайней мере, две-три сценки "неверного" общения учителю стоит показать классу. Во-первых, это типичный детский спор по схеме: "Нет, я прав!", "Нет, я!" (с возможным переходом к взаимным оскорблениям). Посмеявшись над такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: "Так общаться смешно и глупо" - и легко выводит конструктивное правило: "Свое мнение надо не навязывать, а доказывать". Стоит разыграть и высмеять отношения ученика, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: "Обязательно спрашивай у товарища его мнение".

4.Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

5.Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго ( с надеждой расширить круг их общения).

6.При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

7.Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четверками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:

Основные противопоказания:

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

  2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".

  3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).

  4. Нельзя занимать совместной работой детей более 20-30 минут урока - это может привести к повышению утомляемости.

  5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что многие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю.

  6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать.

Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка). Проблема поиска методических путей активизации познавательной деятельности учащихся является на сегодняшний день особенно актуальной. Современная школа и новые информационные технологии позволяют по-новому взглянуть на уже давно известные приемы и методы обучения, повышая эффективность каждого урока, активизируя процесс получения и приобретения знаний. Предлагаю рассмотреть применение методов активизации познавательной деятельности на примере урока алгебры в 9 классе по теме: «Графический способ решения систем уравнений второй степени». Эпиграфом данного урока стало высказывание выдающегося русского математика Чебышева: «Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность». Актуальность высказывания и сведения об открытиях и изобретениях знаменитого русского ученого внесут положительный заряд интереса в процесс учения и настроят ребят на дальнейшую активную деятельность. Обогащение уроков сведениями из истории математики, прикладными вопросами, показывающими связь математики с другими областями знаний, высказываниями и афоризмами известных людей расширяет кругозор учеников и являются важным звеном в формировании познавательного интереса.

Актуализация опорных знаний.

Большое место в активизации познавательной деятельности отводится побуждению у учеников интереса к учению.

Одним из методов эмоционального стимулирования является метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Игра может являться оболочкой целого урока или элементом урока.

На этапе повторения и актуализации знаний ученики разгадывают кроссворд и проверяют выполнение домашнего задания, так как оно напрямую связано с текущей темой урока. Проверка домашнего задания с использованием презентации позволяет не тратить время на воспроизведение чертежей на доске, а сразу перейти к фрагментам, вызвавшим у ребят затруднения.

На уроке используется метод взаимопроверки, в ходе которой ученики обмениваются тетрадями с соседом по парте и осуществляют сравнение решенных заданий с представленными в презентации образцами. Взаимная проверка помогает организовать взаимодействие учащихся и всегда вызывает у них высокий интерес. Результаты заносятся в оценочный лист.

Объяснение нового материала.

Следующим этапом урока является этап изложения нового материала. В связи с тем, что ученики уже встречались с графическим способом решения систем линейных уравнений, у них не должно возникнуть затруднений с графическим способом решения систем, состоящих из нелинейных уравнений. Ребята могут самостоятельно сформулировать проблему и исследовать возможности её решения, учитель при этом может только направлять их своими вопросами и контролировать ход их действий, то есть изложение материала может быть представлено в виде поиска решения проблемы, что тоже является методом развития познавательного интереса. Подвести итог можно с помощью презентации, обеспечивая при этом наглядность и наилучшее усвоение текущей темы.

Проблемное обучение не всегда может быть одинаково эффективным, так как требует больших затрат времени, чем сообщение готовой информации. Например, не всегда удачным будет применение этого метода при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт, при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников. Исходя из этого, в зависимости от особенностей и уровня подготовки класса, учитель может сам провести объяснение материала, а иллюстрация презентации с подробно разобранными примерами позволит акцентировать внимание учащихся на ключевых моментах излагаемой информации.

Закрепление изученного материала.

На этапе закрепления полученных знаний групповая работа, как правило, позволяет практически всем учащимся справиться с решением заданий и осуществить проверку решения всех членов группы. У ребят, даже слабоуспевающих, появляются успехи в изучении материала, так как в результате взаимопомощи восполняются пробелы их знаний, развивается интерес к предмету. Как и на предыдущем этапе урока учитель только создает условия для активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, формируется познавательная активность ученика, развиваются его творческие и мыслительные способности.

На данном уроке, с учётом уровня подготовленности и индивидуальных особенностей учеников, применены дифференцированные задания для групп. Также предусмотрено дополнительное задание повышенной сложности для тех ребят, которые быстрее остальных справятся с решением основной части, баллы за это задание прибавляются к баллам за работу в группе и заносятся в оценочный лист.

На своих уроках я использую работу в четверках, и часто отвожу на групповую работу только часть урока, поэтому ребята рассаживаются так, чтобы повернувшись на месте, оказаться лицом к своей группе, а по окончании работы повернуться к доске и проверить решение по образцам, представленным в презентации.

Контроль знаний.

Контроль и оценка знаний на данном уроке проводится с помощью тестирования в режиме самоконтроля, что предполагает повышение мотивации обучения и активной деятельности учеников.

Тестовая работа позволяет ученику воспринимать целостную структуру материала, так как в ней устанавливается связь предыдущего материала с последующим. Тесты формируют умения применять знания в различных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, умения ставить и достигать определенные цели, а также формируют навыки самоконтроля обучаемых.

Самопроверка и работа с оценочными листами на данном уроке формирует адекватную самооценку у ребят, что повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

Каждый учитель хочет найти сильные и яркие мотивы, развивающие интерес к предмету, вызывающие стремление самостоятельно, осознанно осваивать материал, заставляющие включаться в творческую деятельность каждого ученика. Сочетание педагогических технологий с новыми информационными технологиями облегчает понимание и запоминание материала, способствует повышению концентрации внимания учащихся, формирует положительное отношение к учебной деятельности и тем самым повышает активизацию познавательной деятельности учащихся.

На примере одного урока, конечно, невозможно описать все подходы, применяемые для активизации познавательной деятельности. Стараюсь, чтобы и на моих уроках используемые методы отличались многообразием, но при этом соответствовали целям урока, особенностям содержания материала и возможностям учащихся.

Выводы, заключение.

Использование групповых форм работы для активизации мыслительной деятельности и развития познавательной активности в процессе изучения математики дает

ученику:

·        развитие личностной рефлексии;

·        осознание включенности  в общую работу;

·        становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

·        развитие навыков общения;

·        принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

·        повышение познавательной активности;

классу:

·        формирование класса как групповой общности;

·        повышение познавательного интереса;

·        развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю:

·        нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

·        формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

С приобретением практического педагогического опыта неоднократно изменялись мои взгляды на процесс образования.

Из технологии интерактивного обучения я взяла много нового и полезного для своего профессионального роста, для решения проблемы активизации познавательной деятельности детей. Ученики из года в год становятся взрослее, развитее с помощью нетрадиционного подхода к обучению. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне.

Школа должна закладывать фундамент для обучения в ВУЗах, используемая система работы позволяет реализовать данную задачу. Учащиеся умеют применять свои знания в новых ситуациях, умеют их использовать на практике и самостоятельно добывать их.

Они умеют общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – это тоже результат учебного сотрудничества.

Интерактивное обучение  помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, групповые формы работы действительно являются эффективным средством развития познавательной активности учащихся, а интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогического сотрудничества учителя и учащихся.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Створення та ведення власного блогу на платформі WordPress»
Левченко Ірина Михайлівна
24 години
490 грн