Презентация на тему: "Сигматизмы и их коррекция"

Опис документу:
Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками называется парасигматизмом. Существуют следующие виды сигматизмов: шипящий, межзубный, губно-зубной, призубный, носовой, боковой. Артикуляция каждого звука отличается друг от друга. Существует специальная методика исправления сигматизмов различных видов.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися
Опис презентації окремими слайдами:
Сигматизмы и их коррекция
Слайд № 1

Сигматизмы и их коррекция

Содержание: Сигматизм и его виды. Артикуляция свистящих и шипящих звуков. Исправление сигматизмов.
Слайд № 2

Содержание: Сигматизм и его виды. Артикуляция свистящих и шипящих звуков. Исправление сигматизмов.

Сигматизм и его виды Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звукам...
Слайд № 3

Сигматизм и его виды Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками называется парасигматизмом. ВИДЫ: ГУБНО-ЗУБНОЙ ПРИЗУБНЫЙ БОКОВОЙ НОСОВОЙ ШИПЯЩИЙ МЕЖЗУБНЫЙ

АРТИКУЛЯЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ Звук С: губы принимают положение следующего гласного зубы сближены на расстояние около 1 мм кончик языка упирается в н...
Слайд № 4

АРТИКУЛЯЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ Звук С: губы принимают положение следующего гласного зубы сближены на расстояние около 1 мм кончик языка упирается в нижние резцы спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам; боковые края языка прилегают к внутреннем стороне верхних коренных зубов; нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос; голосовые связки разомкнуты.

Звук С': При произнесении мягкого С спинка языка более выгнута по направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается ...
Слайд № 5

Звук С': При произнесении мягкого С спинка языка более выгнута по направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы. При произнесении звуков З и З' артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении С и С', только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют; выдох менее напряжен, чем при звуке С.

Звук ц: Звук Ц относится к группе аффрикат (смычно-щелевых) и образуется в результате быстрого слияния звуков тс. При его произнесении в первый мом...
Слайд № 6

Звук ц: Звук Ц относится к группе аффрикат (смычно-щелевых) и образуется в результате быстрого слияния звуков тс. При его произнесении в первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при звуке с; спинка языка круто вогнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов; во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть спинки после разрыва смычки отскакивает в положение С и в середине ее образуется узкий канал для прохода воздуха мягкое нёбо поднято, связки разомкнуты, выдох умеренный

АРТИКУЛЯЦИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Звуки Ш и Ж: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель...
Слайд № 7

АРТИКУЛЯЦИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Звуки Ш и Ж: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты. При произнесении звука ж положение частей артикуляционного аппарата то же, что при Ш, только голосовые связки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее.

Звук ч Звук ч относится к группе аффрикат (смычно-щелевых). Этот звук возникает в результате быстрого соединения смычного звука т' с последующим ще...
Слайд № 8

Звук ч Звук ч относится к группе аффрикат (смычно-щелевых). Этот звук возникает в результате быстрого соединения смычного звука т' с последующим щелевым ш'. При произнесении звука ч, так же как при произнесении звука ц, наблюдаются два момента: в первый момент кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов, во второй — кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам, образуя здесь сужение; весь язык напряжен, приближен к нёбу; губы слегка выдвинуты вперед; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты.

Звук щ губы выдвинуты вперед; кончик языка поднят, как при ш, но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель; боков...
Слайд № 9

Звук щ губы выдвинуты вперед; кончик языка поднят, как при ш, но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель; боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посередине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха; вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята; нёбная занавеска поднята.

Исправление сигматизма различных видов 1. При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести...
Слайд № 10

Исправление сигматизма различных видов 1. При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук С. Если звук с произносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает логопату произносить звук С вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными а, о, у, ы в прямых и обратных слогах. Для произнесения звука З логопед предлагает логопату во время произнесения звука С включить голос. Для произнесения звука Ц он предлагает произносить подряд звуки тис сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука г к с (тс).

2. При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звук С при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в ...
Слайд № 11

2. При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звук С при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если логопат не воспроизводит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает произносить звук с в этом положении. Затем, когда изолированно звук с звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придерживая пальцами нижнюю губу), а затем без нее.

3.При призубном сигматизме логопед может применять два приема: а) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за ...
Слайд № 12

3.При призубном сигматизме логопед может применять два приема: а) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким об­ разом выход воздуху через зубную щель; б) предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на расплас­ танный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), по­ ставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференци­ ровать его со звуками з и ц.

4.Исправление шипящего сигматизма логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется к...
Слайд № 13

4.Исправление шипящего сигматизма логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.

5.При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем яз...
Слайд № 14

5.При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звук С. Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука С закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным.

При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину рот...
Слайд № 15

При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка. Достигнув шепелявого произношения звука С, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука С на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым С.

ПОСТАНОВКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Недостатки произнесения шипящих звуков Ш и Ж можно устранять следующим образом. Логопед предлагает логопату произносить з...
Слайд № 16

ПОСТАНОВКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Недостатки произнесения шипящих звуков Ш и Ж можно устранять следующим образом. Логопед предлагает логопату произносить звук С и в это время, подводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы; при таком положении вместо С слышится звук Ш, вместо З — Ж. Логопед постепенно приучает логопата удерживать язык в таком положении. При этом, чтобы обеспечить необходимое выдвижение губ, логопед слегка нажимает на углы его рта. В дальнейшем логопат закрепляет правильное произношение звуков Ш и Ж в слогах, словах и фразах, контролируя при помощи зеркала положение своих губ и языка. Кроме того, он выполняет устные и письменные упражнения на дифференциацию этих звуков и свистящих сиз.

При постановке аффрикаты Ч логопед предлагает логопату произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, подни...
Слайд № 17

При постановке аффрикаты Ч логопед предлагает логопату произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т. д. По мере того как логопат закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах.

При постановке звука Ш логопед предлагает логопату произносить длительно смягченный Ш или слог ась и в это время, так же как при постановке звука ч...
Слайд № 18

При постановке звука Ш логопед предлагает логопату произносить длительно смягченный Ш или слог ась и в это время, так же как при постановке звука ч, поднимает шпателем или зондом кончик его языка к верхним альвеолам, отчего получается шьшь или звук Ш. Вначале этот звук закрепляют в прямых слогах, затем в обратных, далее в словах и фразах. Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ, С и Ш. Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.

ВЫВОДЫ: Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками называется ...
Слайд № 19

ВЫВОДЫ: Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками называется парасигматизмом. Существуют следующие виды сигматизмов: шипящий, межзубный, губно-зубной, призубный, носовой, боковой. Артикуляция каждого звука отличается друг от друга. Существует специальная методика исправления сигматизмов различных видов.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Стрес і стрес-менеджмент учасників освітнього процесу»
Левченко Вікторія Володимирівна
30 годин
590 грн