Площади. Площадь прямоугольника, квадрата ( урок математики в 5 классе)

Опис документу:
Цели урока: сформировать у учащихся понятие площади, изучить формулы площадей прямоугольника и квадрата, единицы измерения площадей; научить применять изученный материал к решению упражнений; развивать мыслительную деятельность, умение делать выводы; воспитывать компетентность, аккуратность, наблюдательность

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Площади. Площадь прямоугольника, квадрата

( урок математики в 5 классе)

Тема. Площади. Площадь прямоугольника, квадрата

Цели урока: сформировать у учащихся понятие площади, изучить формулы площадей прямоугольника и квадрата, единицы измерения площадей; научить применять изученный материал к решению упражнений; развивать мыслительную деятельность, умение делать выводы; воспитывать компетентность, аккуратность, наблюдательность

Оборудование: модели прямоугольника, квадрата, равных фигур

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Метод: создание ситуации успеха

Приемы: фронтальный, индивидуальный, самоконтроль, взаимопроверка, работа с учебником, беседа – диалог, игра «Винегрет»

Ход урока

1.Организационный момент ( психологический настрой на работу на уроке)

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

2.Актуализация опорных знаний

а) проверка домашнего задания

Самопроверка по образцу (предлагается рассмотреть решение у доски задания похожего на задания из домашней работы, но с другими числовыми значениями).

б) «Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (понедельник,23 декабря)

3.Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, целей и задач урока

В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка. Подумайте и самостоятельно ответьте на вопрос: что такое “площадь”? И вы увидите, что не так-то это просто. Правда, это никому не мешало успешно использовать понятие площади и в науке, и на практике с незапамятных времен.

Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, и вычисление их площадей.

В древней Руси слабо знали основы геометрии и испытывали трудности их приложения к измерению земельных участков неправильной формы. С течением времени для пахотных земель главенствующую роль стала играть четверть — площадь, на которую высевали четверть (меру объема) ржи.

Записываем в тетради: 23 декабря. Классная работа. Тема.

И сегодня мы с вами определим четкое понятие площади фигуры, изучим формулы для вычисления площади прямоугольника, квадрата, единицы измерения площадей и применим изученный материал при решении задач.

4.Изложение нового материала

Учитель.

1. Что показывает площадь? (Сколько места занимает фигура на плоскости)

2.Как измерить площадь фигуры? Назвать единицы измерения площади.

( работа с учебником) Учащиеся ищут ответ на поставленный вопрос.

Учащиеся.

а) сначала нужно выбрать единицу площади, т.е. указать единичный квадрат, т.е. квадрат, сторона которого служит единицей длины.

б) квадратный миллиметр ( 1 мм2), квадратный сантиметр ( 1 см2), квадратный метр (1 м2), ар ( 1 а), гектар ( 1 га).

Учитель.

Итак, чтобы найти площадь фигуры, нужно:

1. Выбрать единицу измерения, посчитать, сколько раз эта единица укладывается в данной фигуре.

Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников. Это свойство площади многоугольника.

Равные многоугольники имеют равные площади.

У каждого ученика на парте лежат карточки.

Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой

Изучение формулы площади и периметра прямоугольника. Запись в тетради.

S = ab. P = ( a + b ) ∙ 2

А как называется прямоугольник, у которого длина и ширина равны? (Квадрат)

Ученик.

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его … (квадрат).

Как найти его площадь?

S = aa = a2

А периметр?

Р = а + а + а + а = 4а

5. Первичное закрепление нового материала.

Решение упражнений

Решить № 578, 579 (устно).

6.Физкультминутка

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» — выпрямляются.)

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

7. Закрепление изученного материала

№ 580,582, 584 письменно ( самостоятельная работа – обучающая)

8. Рефлексия .(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

9. Итог урока. Домашнее задание.

Пункт 20 ( с.144) читать, формулы учить. Решить № 581, 583, 573 (2).

Ответьте на вопросы

1.Какой буквой обозначается площадь?

2. Вспомните, как определяют площадь?

3. А в каких единицах измеряется площадь?

4. Определите площадь прямоугольника, если длина 8 см и ширина 12 см.

5. Как определяется площадь квадрата?

6. Определите площадь квадрата, если все стороны равны 7 см?

Учитель. Ребята, оцените сами свою работу на уроке.

Выставляются оценки.

Учитель. Спасибо за урок!

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Google-сервіси в роботі вчителя»
Левченко Ірина Михайлівна
16 годин
390 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.