Памятка. Понятие о глаголе. Морфологические признаки глаголов.

Опис документу:
Цель памятки: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме "Глагол" ;совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи; познакомить с основными признаками глагола; развитие умений устной связной речи при обобщении сведений о глаголе . Источник-интернет ресурсы.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Памятка.

Понятие о глаголе. Морфологические признаки глаголов. Вид, возвратность, переходность глаголов

1. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Основные признаки глагола

А) Общее грамматическое значение

Примеры

Это значение действия:

 

 действия физического, умственного, речевого, эмоционального;

Рубить, думать, говорить, любить.

 движения и положения в пространстве;

Бежать, стоять.

 процесса;

Развиваться.

 состояния и др.

Спать, болеть.

Б) Морфологические признаки

 

Вид, переходность, возвратность, наклонение, время, лицо, род, число, спряжение.

 

Глагол изменяется по наклонениям, временам, числам, лицам или родам (в единственном числе).

 

В) Синтаксические признаки

Примеры

В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения.

Ср.: Луна ярко озаряла всю долину.

В предложении глагол может распространяться другими частями речи, чаще всего – существительными и наречиями, образуя словосочетания.

Ср.: Озаряладолину; ярко озаряла.

 

2. Начальная форма глагола – инфинитив (неопределённая форма глагола). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? что сделать? Это неизменяемая форма.

  • Инфинитив имеет окончания -ть, -ти;

Читать, нести.

-чь одновременно является и окончанием, и частью корня, где чередуются г/ч, к/ч.

Лечь – лягу, сечь – секу.

  • Инфинитив имеет следующие морфологические признаки:

вид (совершенный – несовершенный),
возвратность – невозвратность,
переходность – непереходность.

Например: читать (несовершенный вид, невозвратный, переходный).

  • В предложении инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще всего инфинитив бывает сказуемым или его частью и подлежащим.

Ср.: Жить – родине служить; Я хочу поступить в консерваторию; У меня возникло острое желание оглянуться; Она попросила меня прочитать письмо; Она присела отдохнуть.

3. Вид глагола – глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

  • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

Читать, бежать, смеяться, литься.

  • Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?

Прочитать, убежать, засмеяться, вылиться.

  • В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать?), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать?).

Казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др.

Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? – несовершенный вид) своих врагов; Король казнил (что сделал? – совершенный вид) более пятидесяти мятежников.

4. Возвратность – в русском языке противопоставлены:

  • невозвратные глаголы (не имеют постфикса -ся);

Мыть, решить, беречь.

  • возвратные глаголы (имеют постфикс -ся).

Мыться, решиться, беречься.

5. Переходность – в русском языке есть переходные и непереходные глаголы.

  • Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога.

Читать (кого? что?) книгуписать (кого? что?) письмокачать (кого? что?) ребёнка, люльку.

  • Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога (нельзя: ссориться – кого? что?; летать – кого? что?).

Все возвратные глаголы непереходные.

Мыться, решиться, беречься.

 

 

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Цифрові практики Нової української школи: створення освітнього відеопроєкту»
Ілляхова Марина Володимирівна
30 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.