Памятка. Отграничение определений от других членов . Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств

Опис документу:
Цели памятки: углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения; об отграничение определений от других членов ;сформировать у учащихся понятие о способах разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств .

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Памятка. Отграничение определений от других членов

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств

1) Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.

Ср.: кофта мамы – мамина кофта; платье в клетку – клетчатое платье; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка; отношения дружбы – дружеские отношения; решение суда – судебное решение; лодка с парусом – парусная лодка.

Примечание. Обратите внимание, что далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под крема, юбка в складку, желание познать, поворот налево). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.

2) Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Например:
Мужчина шёл с чемоданом. 
Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом.

В первом предложении (Мужчина шёл с чемоданом) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении (Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.

То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке; человек большого ума; блузка в горошек. Наличие «шляпки» – отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.

3) Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома. – На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки; Мы вошли (куда?) в зал. – Вход (какой?) в зал был закрыт.

 

4) Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:

Значение

Способ выражения

Примеры

1. Принадлежность

Существительное в родительном падеже

Альбом сестры (ср.: альбом принадлежит сестре), книга брата (ср.: книга принадлежит брату).

2. Носитель признака

Существительное в родительном падеже

Зелень парков (ср.: парки зелены), белизна снега (ср.: снег белый).

3. Содержание определяемого понятия

Существительное в родительном падеже

Правила поведения; политика мира.

Существительное в предложном падеже с предлогом о (об)

Вопрос о наследстве; книга об открытиях.

Инфинитив

Страсть противоречить; желание учиться.

4. Производитель действия

Существительное в родительном падеже

Пение птиц (ср.: птицы поют); открытие Колумба (ср.: Колумб открыл).

5. Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве)

Цельное словосочетание в родительном падеже

Человек большого ума; человек высокого роста; девочка трёх лет.

Существительное в винительном падеже с предлогом в

Платье в горошек; галстук в искорку.

Существительное в творительном падеже с предлогом с

Дом с мезонином; лодка с парусом.

Существительное в предложном падеже с предлогом в

Дама в шляпе; человек в очках; озеро в лесу.

Наречие

Надпись по-английски; яйцо всмятку; глаза навыкате.

6. Материал

Существительное в родительном падеже с предлогом из

Дом из камня; платье из ситца; ваза из хрусталя.

7. Происхождение

Существительное в родительном падеже с предлогом из

Генерал из солдат; староста из мужиков.

8. Вещество, содержащееся в предмете

Существительное в родительном падеже с предлогом из-под

Бутылка из-под молока; банка из-под крема.

9. Источник

Существительное в родительном падеже с предлогом от

Пояс от платья; воронка от снаряда.

 

Обратите внимание!

Некоторые близкие по значению формы:

1) Форма родительного падежа при отглагольном существительном является определением, если указывает на субъект действия, и дополнением, если указывает на объект действия.

Открытие Колумба; открытие Америки – Колумб открыл Америку.

2) Форма родительного падежа при главном слове – существительном является определением, если главное слово указывает на часть целого, выраженного формой родительного падежа (стена дома – стена является частью дома). Форма родительного падежа является дополнением, если главное слово указывает на вместилище, а форма родительного падежа – на вещество (ср.: чашка чая– чашка не является частью чая; мешок картошки – мешок не является частью картошки).

Разграничение несогласованных определений и других второстепенных членов важно не только для синтаксического разбора предложений, но и для расстановки знаков препинания в предложении (!).

План разбора определения

  1. Указать тип определения (согласованное – несогласованное).

  2. Указать, какой морфологической формой выражено определение.

Образец разбора

Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего Новгорода (М. Горький).

Детскую (радость) – согласованное определение, выраженное именем прилагательным. (Радость) бабушки – несогласованное определение, выраженное именем существительным в родительном падеже.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Інноваційна методика творчо-пізнавальної діяльності особистості: «Rory’s Story Cubes» »
Швень Ярослава Леонідівна
30 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.