• Всеосвіта
  • Бібліотека
  • Дошкілля
  • Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития

Опис документу:
Для успешного формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития необходимо учитывать особенности их психического развития (мышление, восприятие, внимание,память),

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися
  1. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.

Дошкольный возраст — это период становления у ребенка действий, которые осуществляются уже не только во внешнем, наглядно-практическом, но и во внутреннем, умственном плане. Это связано с существенными изменениями, происходящими в структуре восприятия на рубеже раннего и дошкольного возраста. У детей с интеллектуальной недостаточностью грубое сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой», результативной пробой. В дошкольном возрасте без специального обучения у них практически отсутствуют зрительные формы ориентировки в задании. Это отрицательно отражается на характере предметных, предметно-игровых действий, чаще всего подменяемых манипулированием, на овладении изобразительной деятельностью, на развитии математических представлений и т. д.

Восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Все это затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет ребенку осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. п.

Первые математические представления формируются у детей на основе практической деятельности с множествами. Малыши уже на втором году жизни начинают отличать один предмет от группы предметов, понимать смысл слов много и мало. К трем годам дети усваивают понятие отрезок ряда натуральных чисел, как правило, в пределах трех. Развивается умение выделять признак количества предметов независимо от других их свойств и качеств. Весь преддошкольный период является по сути пропедевтическим для усвоения математических знаний в дошкольном детстве, а затем и в начальной школе. Этот период оказывается упущенным для умственно отсталых детей, потому что их развитие с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей: для них характерны пониженный интерес, а подчас и безразличие к окружающему; общая патологическая инертность; отсутствие внимания к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения. Чрезвычайно поздно появляются первые действия с предметами – хватание и манипуляции.

В дошкольном возрасте умственно отсталые дети не понимают функционального назначения предметов. Их действия с ними стереотипны, нецеленаправленны (стучат об пол, грызут, раскидывают по комнате) Дети не удерживают взгляд на предметах, не рассматривают их.

Ориентировка на свойства предметов отсутствует. А раз предметная деятельность не возникает, значит, и сенсорный и практический опыт не накапливается, что значительно затрудняет - или делает почти невозможным – усвоение математических представлений в раннем возрасте.

В результате к моменту поступления в специальный детский сад (четвертый и пятый год жизни) дети характеризуются недоразвитием, а часто и полным отсутствием элементарных математических представлений.

Для них типичны явная недостаточность представлений о количественных отношениях, счете, форме и величине предметов, пространстве и времени; низкий уровень развития зрительного восприятия; трудности при выделении и группировке предметов по качественному признаку: отсутствие интереса к решению познавательных задач; равнодушное, а иногда и негативное отношение к занятиям. Приняв задание, они в любой момент могут отказаться от его выполнения.

Речевые средства, которыми владеют младшие умственно отсталые дошкольники, недостаточны для их полноценного общения с окружающими.

Дети с задержкой психического развития органического генезиса и умственно отсталые дети, у которых наблюдается неразвитость межсенсорных, в том числе зрительно-двигательных, координации, как правило, плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей и т. п.

Особенности мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Для всех детей характерна замедленность мышления. У некоторых из них отмечалась недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. У этих детей значительно выражены нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности, отмечается также недоразвитие внутренней речи.

Замедленность мышления в большинстве случаев сочетается с низкой интеллектуальной работоспособностью и с выраженной склонностью к персеверации.

В то же время многочисленные исследования подтверждают оптимистическую идею о том, что ребенок с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Google-сервіси в роботі вчителя»
Левченко Ірина Михайлівна
16 годин
390 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.