і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
Взяти участь
Поспішайте взяти участь у вебінарі Арт-терапія в роботі з підлітками і старшокласниками. Шлях до мети
До початку вебінару залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Предмети »

Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже ХІХ и ХХ веков

Опис презентації окремими слайдами:
Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже ХIХ и ХХ веков Материалы к изучению интегрированного курса «Литература» . 11 класс
Слайд № 1

Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже ХIХ и ХХ веков Материалы к изучению интегрированного курса «Литература» . 11 класс

План работы над темой 1. Причины появления новых литературных течений на рубеже веков. 2. Декаданс и его философская основа. 3. Эстетическая концеп...
Слайд № 2

План работы над темой 1. Причины появления новых литературных течений на рубеже веков. 2. Декаданс и его философская основа. 3. Эстетическая концепция модернизма. 4. Символизм как явление культуры, его роль в становлении искусства модернизма. 5. Сложная целостность и множествен-ность явлений литературного процесса на рубеже веков.

XX век… Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла. А. Блок
Слайд № 3

XX век… Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла. А. Блок

XX век… Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла. А. Блок Влияние эпохи на человека Что ж, человек? –За ревом стали, В огне, в пороховом дыму, Какие ...
Слайд № 4

XX век… Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла. А. Блок Влияние эпохи на человека Что ж, человек? –За ревом стали, В огне, в пороховом дыму, Какие огненные дали Открылись взору твоему? А. Блок Большевики, Ленин Учение немецкого философа и объявили эру осуществления филолога Ф. Ницше поставило утопического идеала земного рая – целью воспитание «свободы, равенства и братства». сверхчеловека. Их гимном стало: Под влияние идей «Никто не даст нам избавленья: Ницше попали ранний М. Горький, Ни Бог, ни царь и ни герой…» Л. Андреев, К. Бальмонт и др. писатели рубежа ХIХ – ХХ вв. Идея духовной революции. Главное – совершенствование внутреннего мира человека. Активный Философы и писатели, придерживавшиеся участник истории этого направления, искали пути преодоления духовного кризиса общества в национальных особенностях. Интеллигент предприниматель рабочий крестьянин

Декаданс – (фр. decadence от лат. decadentia - упадок) – суммарное наименование явлений западной и и русской культуры рубежа ХIХ и ХХ веков, для ко...
Слайд № 5

Декаданс – (фр. decadence от лат. decadentia - упадок) – суммарное наименование явлений западной и и русской культуры рубежа ХIХ и ХХ веков, для которых свойственна мифологизация «конца века» как эпохи глобального кризиса, переоценки ценностей, «расставаний и ожиданий». Декаданс многозначен и является символом глубинного сдвига культуры, переходности. Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество Моя пустынная душа. К. Бальмонт
Слайд № 6

Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество Моя пустынная душа. К. Бальмонт

Причины появления декаданса, его основные черты 1. Стремительное развитие цивилизации, изменение условий человеческого существования, открытия в ра...
Слайд № 7

Причины появления декаданса, его основные черты 1. Стремительное развитие цивилизации, изменение условий человеческого существования, открытия в различных отраслях науки и техники породили ощущение отчужденности человека в мире, утраты нравственных идеалов, веры в будущее, что и стало основой мифа о «конце века». 2. Декаданс стал проявлением общего состояния культуры и мироощущения человека, отражением изменения сознания, а не четкой художественной системой . 3. Искусство декаданса пыталось найти адекватные формы выражения духовной напряженности эпохи. 4. Понятие декаданс объединяет художников различных направлений, течений, стилей.

Модернизм (фр. modeme - новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относите...
Слайд № 8

Модернизм (фр. modeme - новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника , замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.

Для модернизма характерно пристрастие к изображению действительности как хаоса или абсурда; личность чаще всего описана в контексте ее отчужденност...
Слайд № 9

Для модернизма характерно пристрастие к изображению действительности как хаоса или абсурда; личность чаще всего описана в контексте ее отчужденности от социума, законы которого воспринимаются как непостижимые, алогичные и иррациональные. Особая роль отводилась автору, художнику - роль теурга, прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Философские основы: «философия жизни» Г. Зиммеля, Ф. Ницше и др.; интуитивизм А.Бергсона; психоанализ З. Фрейда и др.

Известными писателями-модернистами признаны: Шарль Бодлер (1821 - 1867), Поль Верлен (1844 - 1896), Артюр Рембо (1854 - 1891), Дж. Джойс (1882 - 19...
Слайд № 10

Известными писателями-модернистами признаны: Шарль Бодлер (1821 - 1867), Поль Верлен (1844 - 1896), Артюр Рембо (1854 - 1891), Дж. Джойс (1882 - 1941), Франц Кафка (1883 - 1924), Марсель Пруст (1871 - 1922), Р.М. Рильке (1875 – 1926), Александр Блок (1880 – 1921), Кнут Гамсун (1859 - 1952), Томас Элиот (1888 - 1965) и др.

Выделяют два этапа модернизма: ● ранний (последняя треть ХIХ века - 10-е годы ХХ века); ● зрелый (с 10-х годов ХХ века до последней трети ХХ века)....
Слайд № 11

Выделяют два этапа модернизма: ● ранний (последняя треть ХIХ века - 10-е годы ХХ века); ● зрелый (с 10-х годов ХХ века до последней трети ХХ века). ● - течения раннего модернизма. ● - течения зрелого модернизма. ● - течения русского модернизма. Символизм Импрессионизм Неоромантизм Экспрессионизм Имажинизм Акмеизм Сюрреализм Экзистенциализм Адамизм Кубизм Футуризм Эгофутуризм Кубофутуризм Кларизм Течения модернизма

Символизм (фр. symbolisme, от греческого symbolon – знак, опознавательная примета)– литературно-художественное направление, считавшее целью искусст...
Слайд № 12

Символизм (фр. symbolisme, от греческого symbolon – знак, опознавательная примета)– литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

«Символ – окно в бесконечность» Ф. Соллогуб Символ – предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определенного явления, ...
Слайд № 13

«Символ – окно в бесконечность» Ф. Соллогуб Символ – предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определенного явления, имеет философскую смысловую наполненность, тяготеет к определенному обобщению. Символ Знаковость Философский смысл Сущность явлений, образов Внутреннее Через внешнее Многозначность Сущность явлений, образов Знаковость Философский смысл Внутреннее через внешнее Многозначность

Признаки символизма: Поэт – божество, творец загадочного мира; Приоритет творческой интуиции; Противопоставление реального духовному, миру высших и...
Слайд № 14

Признаки символизма: Поэт – божество, творец загадочного мира; Приоритет творческой интуиции; Противопоставление реального духовному, миру высших идей и символов; Стремление приблизиться к непознанной Тайне, Вечности, Смыслу всего сущего; В центре произведения – художественный символ (знак скрытых процессов, что происходят в человеческой душе, отражение нелегких поисков Истины); Краса – это истина и форма Бога; Суггестивность письма (намеки, навеивание смыслов); Сложный метафоризм; Создание метаязыка; Музыкальность; Абстрактность образов; Изысканность, благородство произведений; Стремление высказать невыразимое.

Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892 год). Еди...
Слайд № 15

Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский в лекции «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892 год). Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность. Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на белом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? В. Соловьев.

Известнейшие представители символизма в области мировой литературы Поль Верлен (1844 - 1896), Артюр Рембо (1854 - 1891), Стефан Малларме (1842 - 18...
Слайд № 16

Известнейшие представители символизма в области мировой литературы Поль Верлен (1844 - 1896), Артюр Рембо (1854 - 1891), Стефан Малларме (1842 - 1898), Морис Метерлинк (1862 – 1949). Русские символисты: Декаденты – Д. С. Мережковский (1866 - 1941), З. Н. Гиппиус (1869 - 1945), Н. Минский (1855 - 1937); «Старшие символисты» - В. Я. Брюсов (1873 - 1924), К. Д. Бальмонт (1867 - 1942), Федор Сологуб (1863 – 1927), М. А. Кузмин (1875 - 1936); «Младшие символисты» - А. А. Блок (1880 - 1921), Андрей Белый (1880 - 1934), Вячеслав Иванов (1866 - 1949).

Развитие реализма на рубеже Х1Х – ХХ веков
Слайд № 17

Развитие реализма на рубеже Х1Х – ХХ веков

К началу ХХ века критический реализм исчерпал свои возможности…
Слайд № 18

К началу ХХ века критический реализм исчерпал свои возможности…

Новый век - воистину будет веком духовного обновления. М. Горький Новое искусство никогда не начинается с новых форм, новое искусство всегда рождае...
Слайд № 19

Новый век - воистину будет веком духовного обновления. М. Горький Новое искусство никогда не начинается с новых форм, новое искусство всегда рождается вместе с новым человеком. Иоганнес Бехер

Ведущее противостояние в художественном процессе …Искусство всегда участвует в битвах своего времени. Ромен Роллан
Слайд № 20

Ведущее противостояние в художественном процессе …Искусство всегда участвует в битвах своего времени. Ромен Роллан

Подведем итоги… Рубеж ХIХ - ХХ веков был началом переломной эпохи, длительной эпохи конфронтации (взаимного противостояния) и конвергенции (взаимно...
Слайд № 21

Подведем итоги… Рубеж ХIХ - ХХ веков был началом переломной эпохи, длительной эпохи конфронтации (взаимного противостояния) и конвергенции (взаимного проникновения) идей и общественных сил. Великие художники этого времени интуитивно чувствовали его переломный характер, приближение исторических перемен, хотя и не всегда могли точно определить их социальное содержание. В эти десятилетия создаются произведения, тема которых – изжитость, обреченность и смерть старого мира. Но приговор уходящему, безрадостное подведение итогов нередко сопровождалось – пусть довольно смутным – предощущением «неслыханных перемен». Все чаще на рубеже веков писатели стремились проникнуть в подспудный ход времени.

Вопросы для самоконтроля Что такое декаданс? В каких литературных направлениях нашло отражение декадентское мировосприятие? Какой смысл вкладывают ...
Слайд № 22

Вопросы для самоконтроля Что такое декаданс? В каких литературных направлениях нашло отражение декадентское мировосприятие? Какой смысл вкладывают в понятие «модернизм»? Какие течения в литературе начала ХХ века стали «соперниками» реализма? Существовали ли точки соприкосновения между реалистическим и нереалистическими, модернистскими течениями? Обоснуйте свою точку зрения.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Матеріали до вивчення інтегрованого курсу «Література» в 11 класі. Презентація розкриває причини появи нових літературних течій на межі ХІХ-ХХ століть, зупиняє увагу на декадансі, його філософської основі, естетичній концепції модернізму, символізму як явищах культури, його ролі в становленні мистецтва модернізму, підводе до висновків про складну цілісність багатогранності явищ літературного процесу на межі століть.
  • Додано
    15.08.2018
  • Розділ
    Зарубіжна література
  • Клас
    11 Клас
  • Тип
    Презентація
  • Переглядів
    150
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    1
  • Номер матеріала
    OK146586
  • Вподобань
    0
Курс:«Як підготувати успішну особистість: еврестичні технології в освітньому процесі»
Ілляхова Марина Володимирівна
36 години
1400 грн
590 грн

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти

«Методичний
тиждень 2.0»
Головний приз 500грн
Взяти участь
Переглянути запис
2 академічні години