• Всеосвіта
  • Бібліотека
  • Самоосвіта
  • Обобщение опыта работы по теме: ”Формирование познавательной компетентности на уроках математики и во внеурочной работе”

Обобщение опыта работы по теме: ”Формирование познавательной компетентности на уроках математики и во внеурочной работе”

Опис документу:
Познавательная компетентность – это совокупность компетентностей ученика в области самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения целеполагания, планирования анализа рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Формирование познавательной компетентности неразрывно связано развитием познавательных интересов.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Формирование познавательной

компетентности на уроках

математики и во внеурочной работе”

Наиболее существенной особенностью подростков является стремление к самоутверждению, т.е. стремление занять определенное место в коллективе, среди окружающих людей, что свидетельствует о наличии у подростков потребности в личностном самоопределении. Некоторые из подростков стремятся утвердить себя в новой позиции, показывая глубину и обширность своих знаний. Этот путь самоутверждения необходимо использовать для формирования познавательной компетентности. Познавательная компетентность – это совокупность компетентностей ученика в области самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения целеполагания, планирования анализа рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Формирование познавательной компетентности неразрывно связано развитием познавательных интересов. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращение к сфере познания, ее предметности и самостоятельному овладению знаниями, это интерес к глубокому, осмысленному познанию.

За последние два десятилетия по проблеме познавательного интереса проведено значительное количество исследований. Благодаря этому определены некоторые источники познавательного интереса в обучении, его психологическая структура, основные условия развития. Установлено, что учебный процесс обладает большими возможностями формирования познавательных интересов школьников. Такие возможности имеются в содержании образования, в способах обучения, в отношениях между участниками учебного процесса.

Известно, что у учащихся разного возраста, а в одном классе у разных учеников, неодинаков характер познавательных интересов, а в зависимости от характера познавательного интереса по-разному протекает и учебная деятельность. Познавательный интерес всегда направлен на какой-то определенный объект. Для глубокого познания объекта, а именно это присуще познавательному интересу, могут использоваться несколько источников, где каждый источник выступает как средство удовлетворения интереса.

Познавательные интересы школьников различны в связи с избирательной их направленностью. Эта избирательная направленность интересов может распространяться на широкий круг областей знаний, но может быть сосредоточена на узкой деятельности, но может иметь и не ясный характер.

Исследованием познавательных интересов занимались известные ученые и педагоги: Г.Щукина, О.Газман, А.Мудрик, Н.Аникеева, А.Фомин, Л.Балашкова, В.Бедерханова, А.Лекманов, Б.Есипов, П.Лебедев, М.Касьяненко, В.Садкова, М.Коган, В.Малов, С.Сафонов.

Динамика развития интереса по Г.И.Щукиной

Интерес – Любознательность – Познавательный интерес - Теоретический интерес

В центре внимания учащихся оказывается проблема (познавательная задача), которую нужно решить. Г.И.Щукина рассматривает познавательный интерес как стремление не только узнать закономерности теоретических основ, но и применение их на практике, активно влиять на мир, это требует от личности глубоких знаний и стойких убеждений.

Г.И.Щукиной была предложена такая классификация познавательных интересов:

  • интересы, характеризующиеся неясностью, изменчивостью и ситуативностью – аморфные;

  • интересы, захватывающие широкий круг учебных предметов и учебную деятельность в целом – широкие;

  • локальные, доминирующие – стержневые.

Для школьников, обладающих аморфными интересами, характерен случайный выбор средств удовлетворения возникшего у них интереса. Дополнительные источники информации они не используют, на уроке отдают предпочтение описательному материалу, преимущественно включаются в познавательную репродуктивную деятельность.

Школьники с познавательным интересом имеют обширный кругозор: они активны на уроках, кроме рекомендуемых источников информации самостоятельно находят дополнительные.

Стержневые интересы определяют большую нацеленность на предмет, высокую активность школьников. Стержневой интерес имеют разный уровень развития, но так или иначе он побуждает учащегося систематически заниматься самообразованием.

Исследования в области педагогики и методики показали, что важными условиями воспитания познавательного интереса является:

  • понимание учеником содержания и значения изучаемого материала,

  • наличие нового как в содержании материала, так и в самом подходе к его рассмотрению,

  • эмоциональная привлекательность обучения,

  • наличие оптимальной системы познавательных заданий в соответствии с программным материалом,

  • творческое использование качественной дополнительной информации,

  • самостоятельность в познавательной деятельности,

  • оценка успехов учащихся учителем.

Важной характеристикой познавательного интереса является уровень его развития. Познавательный интерес является многоступенчатым. Уровень его развития определяет активность личность в познании, широту и глубину накопленных знаний, ориентировку личности в познавательном процессе. В свою очередь уровень развития интереса определяется интеллектуальными, волевыми и эмоциональными качествами личности в процессе познания. Неоправданно в связи с этим стремление некоторых считать главным элементом интереса положительные эмоции. Действительно, познание предмета интереса всегда вызывает радостное чувство. Ученика манит к себе все, что не открыто, загадочно, просто не познано, если это оказывается в сфере его деятельности. Но при этом нельзя считать основой сохранения интереса лишь занимательную, увлекательную сторону познания. Когда интерес к предмету сформирован, в силу вступают волевые процессы.

Наиболее успешно познавательная самостоятельность развивается в том случае, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. Оттого как оценивает школьник свои познавательные возможности, во многом зависит его работа в данной группе дифференцированного обучения, познавательная активность, отношения к учебным заданиям, переживание результатов их выполнения, а это в свою очередь может стимулировать или тормозить развитие познавательных возможностей.

На этой основе создаются ситуации, в которых не учитель распределяет задания, а сами учащиеся выбирают их, зная о разной степени сложности предстоящей работы. Добровольный выбор степени трудности задания носит не только диагностический, но и формирующий характер. Кроме того, этот прием смягчает некоторую «заданность» состав группы учащихся, тем самым уменьшая опасность негативного восприятия дифференцированных заданий назначаемых учителем.

Неоднократное создание ситуации добровольного выбора учащимися заданий убеждает в том, что лишь для очень незначительного числа учеников (5-6%) характерен устойчивый выбор степени сложности задания, не соответствующий их познавательным возможностям.

Выбор задания, как правило, тесно связан с мотивом получения балла. В тех случаях, когда ученики предупреждаются учителем, что за выполнение задания будет выставлен соответствующий балл, школьники в большинстве случаев выбирают задания по своим возможностям, многие из них предпочитают задания повышенной сложности. Учащиеся объясняют это так: «Хотелось проверить себя», «Хочется попробовать, без оценки не страшно», «Показалось, что смогу выполнить, интересно проверить». Такие факты создают благоприятную почву для развития познавательных возможностей учащихся, поскольку свидетельствуют о том, что дифференцированное обучение у школьников актуализирует стремление к продвижению в познавательной деятельности.

В условиях дифференцируемого обучения у школьников наряду с повышение уровня владения знаниями и интеллектуальными умениями вырастает и познавательная самостоятельность. Учащиеся сильной и средней групп совершенствуют свои умения и навыки самостоятельной работы: школьники слабой группы усваивают ряд новых для них умений самостоятельной работы. Всё это положительно сказывается на знаниях учащихся всех групп, на усвоении учебного материала, на качестве выполнения учебных заданий.

Самостоятельное выполнение посильных заданий способствует усвоению учащимися специфических для самостоятельной познавательной деятельности форм поведения. Для развития и закрепления таких приемов необходимо вызвать у учащихся внутреннее побуждение овладеть ими, то есть воспитать соответствующие мотивы. В условиях дифференцируемого обучения важно актуализировать у учащихся положительные мотивы познавательной самостоятельности, показать, что результаты их продвижения, формирования готовности к самообразованию могут и должны быть полезны не только им самим, но необходимы и одноклассникам.

Для формирования положительных мотивов познавательной самостоятельности учащихся полезно организовать межгрупповое сотрудничество, когда работы, выполненные учащимися с высоким уровнем познавательных возможностей, используются в качестве задания для школьников более слабой группы. Это вносит дополнительный мотив ответственности за выполнение задания, интенсифицирует познавательную деятельность учащихся, способствует формированию положительных мотивов познавательной самостоятельности школьников.

Знания – один из показателей умственного развития, хотя их усвоение не сразу ведет к сдвигам в познавательной деятельности учащихся. На развитие познавательной деятельности учащихся определенное влияние оказывает привлечение дополнительного материала в качестве источника приобретении знаний.

Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя – увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием, включив элементы занимательности. Известны следующие виды занимательности: в форме заданий – шарады, кроссворды, рассказы; в содержании заданий – занимательные задачи, вопросы проблемного характера, чтобы возбудить у детей интерес к его выполнению, пробудить желание самостоятельной познавательной деятельности.

Простая детская любознательность, интерес к необычному начинает перерастать в пытливость, в стремление добраться до истины, есть новая ступень в развитии познавательной деятельности учащихся.

Работа, проводимая в системе, из класса в класс, приучает детей копаться в книгах, не оставлять ни один возникший вопрос без ответа, расширяет их кругозор, формирует потребность к постоянному чтению, познанию чего-то нового, способствует развитию их познавательной самостоятельности.

В познавательной деятельности имеет место значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детей к культуре умственного труда.

Подростки проявляют большой интерес к творческим играм, в них привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущения преодоленного препятствия.

В результате творческих поисков, применения разнообразных методов, приемов, форм у меня сложилась своя определенная система работы.

Использую познавательные задания различные по форме: логические задачи и упражнения, вопросы, кроссворды, дидактические игры, задания творческого характера (например, при изучении темы «Декартова система координат» 6 кл.), задачи комбинированного типа, задачи с интересным занимательным содержанием, с элементами историзма.

Решение всех этих задач требует творческой самостоятельной поисковой деятельности учащихся, оригинальности, изобретательности.

Работу по воспитанию познавательных интересов на уроках и во внеклассной работе строю в такой последовательности:

интересно

знаю

умею

В процессе выполнения системы познавательных заданий способствую развитию у школьников инициативности, самостоятельности.

Провожу нестандартные уроки, уроки с применением игровых ситуаций, которые способствуют развитию познавательных интересов и созданию проблемных ситуаций.

Например, игры-путешествия со сказочными героями (Незнайка и его друзья, Белоснежка и семь гномов, Иван-царевич, Баба-Яга), «Волшебная регата» (путешествие по странам, где зарождалась математика – Египет, Древняя Греция, Индия, с прибытием на родину в Киевскую Русь), «Аукцион знаний», «Это интересно» (задачи по теме «Проценты» с использованием материала о парке «Святые горы»), «Путешествие по стране «Треугольники»», «Пропорция в окружающей жизни» (кулинар, фермер, картограф, скульптор, строитель, инженер, архитектор, музыковед, литературовед), «Счастливый случай» - контрольная работа «Площади фигур»; «Астрономические знания наших предков».

Главная цель любой игры – пробудить желание самостоятельной познавательной деятельности.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные учебные возможности. Она развивает наблюдательность, способность определять свойства предметов, выявлять признаки. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствует мышление, внимание, творческое воображение.

Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, является прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не истощаясь и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.

Но роль и место непосредственно процесса познания различны в разных играх. В интеллектуальных играх на первое место выходят логические операции, в викторинах, конкурсах, занятных задачках, загадках тренируется сообразительность, быстрота реакции, память, умение обобщать и выделять существенные признаки, внимание, особенно произвольное, и многое другое. Но они одновременно могут нести и новую познавательную информацию.

На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И.Перельман, не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.

Рассмотрим на примере нескольких игр.

Игра «Лото».

Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии.(9 кл)

Цель: проверка знаний учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Каждый ученик получает конверт, в котором лежит большая карточка с заданием и несколько маленьких карточек с буквами. Каждой букве соответствует определенный ответ. Ученик решает задание, по ответам собирает слово и сдает работу учителю. В конверте должны быть лишние буквы, количество букв в словах разное (дифференцированный подход).

I - 5. 1. (аn) – арифметическая прогрессия, а1=-15, d=3. Найдите а23.

2. Найдите пятый член арифметической прогрессии: 19, 15, … .

3. (bn) – геометрическая прогрессия, b1=81, b3=9. Найдите b8.

4. (bn) – геометрическая прогрессия, b4=8,1, q=0,9. Найдите b1.

5. (аn) – арифметическая прогрессия, а5=19, а9=35. Найдите а1, d.

ч

и

с

л

о

;

51

3

1,5; 21

II - 8. 1. Найдите седьмой член арифметической прогрессии: 15, 12, … .

2. Вычислите сумму девяти первых членов арифметической прогрессии (bn), если b3=-7, b6=5.

3. (аn) – арифметическая прогрессия, а2=8,4; а4=7,8. Начиная с какого номера выполняется условие аn < 0 ?

4. (bn) – геометрическая прогрессия, b2=-270, b3=-90. Найдите b6.

5. (bn) – геометрическая прогрессия, b2=-6, b4=-24. Найдите b6.

6. (bn) – возрастающая геометрическая прогрессия: b1, b2, b3, b4.

b1 + b4=35, b2 + b3 = 30. Найдите члены этой прогрессии.

7. (bn) – геометрическая прогрессия, b7=19,2, q=2. Найдите b1, S6.

8. (bn) – арифметическая прогрессия: b1, b2, b3. b1 + b2 + b3 = 21,

b1* b2 = 70. Найдите b1, b2, b3.

р

а

з

н

о

с

т

ь

8; 12; 18;27

9

31

-96

0,3; 189

10; 7; 4

-3

Можно использовать слова: знаменатель, сумма, прогрессия, убывающая, возрастающая.

Игра «Волшебная регата»

(аналог «Морского боя»)

(опрос на уроке по теме «Функция»)

Нужно собрать слово «аргумент».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

а

у

т

Б

р

В

м

Г

г

н

Д

е

Вопросы:

  1. Кто ввел термин функция. (Лейбниц)

  2. С чем связывалась раньше понятие функции. (С графиком)

  3. Координаты вершины параболы y = ( x + 3)2 – 4.

  4. Название оригинальной функции, заданной формулой

  5. Область определения функции y = .

  6. Область определения функции y = 4x - 5.

  7. Область определения и значения функции y = ax2.

  8. Область определения и значения функции y = kx + b.

  9. Область определения и значения функции y = .

  10. Область определения и значения функции y = x3.

  11. Область определения и значения функции y = .

  12. Являются ли числа 2 и 3 корнями квадратного трехчлена x2 – 5x + 6.

Ребята очень любят такой вид творческих заданий как кроссворды, которые сами же составляют.

1.

д

е

к

а

р

т

о

в

а

2.

р

а

з

л

о

ж

е

н

и

е

3.

п

р

о

г

р

е

с

с

и

я

4.

а

р

и

ф

м

е

т

и

ч

е

с

к

а

я

5.

б

и

н

о

м

6.

ф

о

р

м

у

л

а

7.

л

и

н

е

й

н

а

я

Правильно отгадав и записав все слова в клеточки по горизонтали, в вертикальном выделенном столбце вы прочтете название одного из разделов математики.

  1. Название одной из систем координат.

  2. … на множители.

  3. Вид числовой последовательности.

  4. Вид числовой прогрессии.

  5. Двучлен.

  6. Математическая зависимость, выраженная условными знаками.

  7. Вид функции (прилагательное)

1.

а

р

и

ф

м

е

т

и

к

а

2.

ф

у

р

ь

е

3.

т

р

и

г

о

н

о

м

е

т

р

и

ч

е

с

к

а

я

4.

а

к

с

и

о

м

а

5.

а

б

с

ц

и

с

с

а

6.

п

е

р

и

о

д

и

ч

е

с

к

а

я

7.

р

я

д

Правильно заполнив все клеточки по горизонтали, в вертикальном столбце вы прочитаете название одного из основных понятий математики.

  1. Наука о числах и операциях над ними.

  2. Французский академик (18 в.) специалист в области алгебры, почетный член Петербургской академии наук, принял участие в египетской экспедиции Наполеона.

  3. y = sin x – есть … функция.

  4. Предложение, принимаемое без доказательства.

  5. Первая из координат точки на плоскости.

  6. Свойство функции, описывающей гармонические колебания.

  7. совокупность величин, расположенных в определенной последовательности.

Игра «Наш словарь»

(тема: «Деление на десятичную дробь»)

Слова зашифрованы уравнения. Дайте определение зашифрованных слов.

  1. 12,1 : х = 1,1

  2. 7,5 : у = 2,5

  3. 3,2 : m = 1,6

  4. p : 2,5 = 4

  5. 3,6 : c = 0,9

  6. d : 0,5 = 10

  1. 9,6 : x = 1,2

  2. y : 0,7 = 100

  3. 5,6 : x = 0,7

  4. x : 0,5 = 2

  5. 3,6 : a = 0,4

Игра «Числовая мельница»

В кругах мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, что соединяют круги, указаны действия. Последовательно выполнить действия, продвигаясь по стрелке от центра до внешнего круга. Выполняя последовательно действия за указанным маршрутом, ученик найдет ответ в одном из кругов внизу.

(тема: «Действия над рациональными числами»)

Игра «Числовой фейерверк»

(тема: «Действия с обыкновенными дробями»)

Выполняя действия нужно пройти от центрального круга до внешнего. (Можно вызывать сразу несколько учеников к доске)

Аукцион знаний

(Геометрия 9 класс. Треугольники; 11 класс. Пирамида)

Учащимся предлагается чертеж. Они должны за отведенное время найти значение как можно большего числа величин. При ответе ученик должен дать формулировки определений или теорем, которыми воспользовался.

9 класс

1. (теорема синусов).

2. (периметр треугольника).

3. (площадь треугольника).

4

высоты треугольника, проведенные

к сторонам .

.

5.

6

медианы треугольника, проведенные к сторонам АВ и АС (теорема косинусов).

.

7.

8.

9. (теорема синусов).

10. (сумма углов треугольника).

11. (радиус вписанной окружности).

12. (радиус описанной окружности)

11 класс

правильная четырехугольная пирамида боковое ребро 5, высота пирамиды 4.

1. (ребро основания).

2. (площадь основания).

3. (угол наклона бокового ребра к плоскости основания).

4. (апофема пирамиды).

5. (угол наклона боковой грани к плоскости основания).

6. (плоский угол при вершине пирамиды).

7. (площадь боковой поверхности пирамиды).

8. (площадь полной поверхности пирамиды).

9. (объем пирамиды).

10. (радиус шара, описанного около пирамиды).

11. (радиус вписанного в пирамиду шара).

12. (двугранный угол при боковом ребре).

Занимательность любой игры должна являться лишь средством, умелым приемом в работе, чтобы возбудить у ребят интерес к его выполнению, пробудить желание самостоятельной познавательной деятельности.

Традиционная структура учебного процесса, где основное внимание сосредоточено на запоминании школьниками готовых знаний, не позволяет успешно решать задачу вооружения учащихся умениями творчески применять знания на практике, а вместе с тем, естественно, и формировать действенные мотивы самостоятельного овладения знаниями. Активная познавательная деятельность учащихся ограничивается соответствующим характером учебного процесса. Воспитанная в течение ряда лет привычка к запоминанию знаний в сочетании с последующим решением задач, способы решения которых также даны учителем, побуждает школьников ориентироваться на готовый образец, что для многих школьников снижает роль теоретических знаний и в определенной мере – отношение к учебным занятиям.

Решая проблему формирования у школьников стремления к самообразованию, необходимо перестроить саму структуру процесса обучения так, чтобы учащийся, выполняя учебные задания, чувствовал потребность в тех знаниях, изучение которых организуется учителем. Однако имеется ряд трудностей организационно-педагогического порядка, которые этому же мешают.

Во-первых, существует разрыв между получением школьниками новых знаний на уроке и их применением.

Во-вторых, успешность работы определяется характером самоконтроля.

В-третьих, учителю трудно организовать активную самостоятельную познавательную деятельность школьников в классе, где одновременно занимаются 35-40 детей с различной подготовкой, с различными интересами, разным уровнем обучаемости.

Наличие в классе учащихся с различным уровнем обучаемости диктует необходимость разрабатывать задания различной степени сложности.

Опыт убеждает в том, что подготовка учащихся к самообразованию требует обучения их приемам творческой деятельности: переносу знаний и умений в новую ситуацию, видению проблемы, комбинированию усвоенных способов деятельности, комбинированию и преобразованию усвоенных способов деятельности, построению принципиально нового способа.

Перенос знаний и умений в новую ситуацию означает сознательное использование их, свидетельствует о высоком уровне умственного развития, об их готовности оперировать изучаемым материалом, готовности к самообразовательному творческому познанию.

Творческая деятельность в учебном процессе сама по себе вызывает интерес учащихся и побуждает их к самообразованию. А если в качестве материала для создания и разрешения на уроке проблемной ситуации окажется нужным использовать содержание дополнительного источника получения знаний, то это ставит учащегося перед необходимостью работы с дополнительной литературой.

Как свидетельствует опыт, между владением определенными способами самостоятельной деятельности и отношением к ним школьников существует тесная связь. Приобретенное «оружие удовлетворения» познавательной потребности оказывает стимулирующее влияние на формирование стремления использовать его в самостоятельном познании. Параллельно с формирующейся у учащихся в процессе обучения практической готовности к самообразованию растет и стремление им заниматься.

Развитие у ребят познавательных интересов и стремление к самообразованию обеспечивается не только соответствующим процессом, но и интеллектуальным уровнем всей внеучебной воспитательно-образовательной работы.

Целый ряд источников, пробуждающих у школьников любознательность, интерес к знаниям, находится за пределами учебного процесса.

Внеклассные занятия в отличие от учебной работы имеют в процессе воспитания у учащихся познавательных интересов и стремление к самообразованию существенное преимущество, которое состоит в самостоятельном выборе, добровольности, соответствии занятия склонностям и желаниям школьников. Внеурочная работа отличается от учебной более свободными формами, отсутствием жесткой регламентации во времени, непринужденной обстановкой.

Для привлечения учеников к внеклассным занятиям могут быть рекомендованы разнообразные способы, начиная с соответствующего оформления классной комнаты: уголки «Прочти и подумай», «Это интересно», «Хочу всё знать», «Книжные новинки», стенные газеты, дни наук.

В воспитании у учащихся интереса к знаниям можно использовать такие, ставшие популярными в последнее время, формы внеклассной работы, как познавательные викторины по различным учебным предметам; вечера занимательной математики, физики, химии; литературные и географические, физические вечера, крестики-нолики, волшебная регата, брейн-ринги, путешествие в мир книги, эрудит-лото и другие, которые не только побуждают к активному использованию знаний, но и открывают новые стороны разных областей знаний.

Приведу пример игры «Математический калейдоскоп».

Сектор ”Чёрный ящик”: Французький король Людовик XVI, щоб поліпшити складне фінансове становище шляхом економії, видав указ, який ми виконуємо і нині, не підозрюючи цього. Згідно з цим указом, довжина деякого предмета повинна дорівнювати його ширині. Цей предмет знаходиться в чорній скриньці. (Носова хустинка, до того їх робили овальної форми, багато тканини йшло у відходи.)

Сектор ”Математика и жизнь”: Если болят зубы, мы обращаемся к стоматологу, если сердце – к кардиологу. А к какому врачу мы обращаемся, если болит синус? (ЛОР, нейрохирургу, в носовой полости есть впадины-синусы, а также в головном мозге)

Сектор ”Всякая всячина”: В древности время определяли по солнечным часам. Изучая зависимость длины тени здания от угла наклона солнечных лучей к земной поверхности, математики, пришли к введению двух новых тригонометрических функций. Каких? (тангенс и котангенс)

Сектор ”Конкурс капитанов”: У кого більше ребер: у 3 паралелепіпедів чи у 2 учнів? (у 3 паралелепіпедів 36 ребер, у 2 учнів? 48 ребер.)

Сектор ”Математика и медицина”: Слово ”карантин” усім відоме, походить від числівника – кількості днів, яку тривали перші карантини (не через грип, а через чуму). Скільки днів, на вашу думку, вони тривали? (40 днів.)

Таким образом, толчок более глубокому изучению той или иной области знаний учащиеся получают как на уроке, так и во внеурочной работе. Но чтобы состояние заинтересованности предметом перешло в активный и глубокий интерес, надо так организовать внеклассные занятия, чтобы они строились не на внешней развлекательности, а на внутреннем содержании.

Прежде всего, должна быть организованна активная познавательная деятельность учащихся, рассчитанная на более или менее длительное время. В ходе такой работы развивается стремление и умение удовлетворять интерес в знаниях, и этот интерес растет по мере приобретения все новых и новых знаний, ибо новые знания – это новые вопросы, неясности, противоречия. Познание нового приносит удовлетворение, закрепляет положительное отношение не только к результатам работы, но и к самому процессу познания, т.е. развивается активный устойчивый познавательный интерес.

Взаимосвязь учебных и внеклассных занятий является дополнительным резервом повышения качества знаний и развития у учащихся познавательной активности. У детей создается установка на овладение новыми знаниями, расширяется объем изучаемого материала, углубляется его понимание. Эта взаимосвязь обеспечивает большую прочность, осмысленность доказательность знаний, их подвижность. У школьников формируется способность оперировать ими, самостоятельно воспроизводить и использовать их при решении новых познавательных и практических задач.

Чтобы внеклассная работа служила действенным средством воспитания у школьников познавательного интереса и стремления к самообразованию, нужно, чтобы её организация отвечала определённым требованиям:

  • тщательный учет индивидуальных особенностей учащихся, их желаний, склонностей, интересов;

  • расширение теоретических знаний, высокий интеллектуальный уровень внеклассных занятий;

  • организация активной самостоятельной работы;

  • наличие занимательности, новизны в содержании занятий;

  • тесная связь теории с практикой;

  • вооружение учащихся методами исследовательской работы в избранной области;

  • применение школьниками в различных видах деятельности знаний, добытых самостоятельно во внеклассных занятиях;

  • тесная связь внеклассной и учебной работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981

  2. Волович М.В. Математика без перегрузок. М.: Педагогика, 1991

  3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – 1966. - №6

  4. Гельфман Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 1971.

  5. Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Коваленко В.Т. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990.

  7. Мантуленко В.Г., Гетманенко О.Г. Кроссворды для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  8. Минкин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982.

  9. Оникул П.Р. 19 игр по математике. – СПб.: Союз, 1999.

  10. Рабинович Е.М. Геометрия 7-9 задачи на готовых чертежах. – Харьков, Гимназия, 1998.

  11. Руководство самообразованием школьников: Из опыта работы / Сост. Райский Б.Ф., Скаткин М.Н. – М.: Просвещение, 1983.

  12. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1991.

  13. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

  14. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Активізація творчого потенціалу вчителів шляхом використання ігрових форм організації учнів на уроці»
Черниш Олена Степанівна
36 годин
590 грн
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації (лист МОН № 4/2181-19 від 30.09.2019 р.).

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Підвищення кваліфікації: як створити дієвий механізм
Підвищення кваліфікації: як створити дієвий механізм
Підвищення кваліфікації: вчителі самі вирішуватимуть, де навчатись
Підвищення кваліфікації: вчителі самі вирішуватимуть, де навчатись