Литература .Тема урока: «Басни. И. А Крылов "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Опис документу:
Цели: познакомить с биографией И. Крылова, создать представление о внешнем облике баснописца, формировать представления о басенном творчестве И.А. Крылова; познакомить с терминами «басня», «аллегория», «мораль», развивать умение определять жанровые признаки басни, проанализировать басню Крылова «Волк на псарне»; воспитывать любовь к художественному слову.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Литература

6 класс

Тема урока:

«Басни. И. А Крылов "Звери мои за меня говорят".

Басня "Волк на псарне"».

Цели: познакомить с биографией И. Крылова, создать представление о внешнем облике баснописца, формировать представления о басенном творчестве И.А. Крылова; познакомить с терминами «басня», «аллегория», «мораль», развивать умение определять жанровые признаки басни, проанализировать басню Крылова «Волк на псарне»; воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение басен Крылова, изученных в начальной школе.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844).

С целью создания представления о внешнем облике баснописца ребятам демонстрируется портрет И.А. Крылова.

Иван Андреевич Крылов

Портрет И. А. Крылова кисти К. П. Брюллова. Конец 1830-х гг.

Когда произносят «дедушка Крылов», сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами.

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвращается, уже будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее. Он писал стихи, пьесы, переводил басни. Однажды Крылов решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву, который пришёл в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова. «Это ваш род, вы нашли его»,  сказал Дмитриев и отправил басни в журнал, где они и были напечатаны в 1806 году.

Через несколько лет, в 1809 году, вышла первая книга Крылова. В ней было 23 басни.

Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Язык басен лёгкий, простой, запоминаются они хорошо.

И. А. Крылов очень популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. Он написал более 200 басен. Их успех у читателей объясняется тем, что баснописец представил в своих произведениях русскую жизнь во всех её противоречиях с народной точки зрения, живым народным языком нарисовал яркие сцены, в которых вскрыл социальные противоречия, обратился к вечным нравственным проблемам.

Итак, что же такое басня?

Знакомство с терминами.

Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Басня чаще всего содержит мораль, то есть нравоучительный вывод (затем учащиеся читают данное определение в учебнике).

Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления через обрисовку конкретного персонажа или события.

Работа с определением басни и составление опорного конспекта.

Басня

Небольшой рассказ, часто стихотворный,

2 части,

основное повествование и мораль (нравоучение);

аллегорическая форма (иносказание);

сатирическое изображение;

герои – чаще животные;

диалог;

афористичность языка;

особый басенный стих (строчки разной длины),

передающий разговорную речь;

олицетворение.

Просмотр мультфильма по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Длительность фрагмента: 4:14

Цель: показать мастерство исполнения басни профессиональным чтецом.

(На каждой парте перед учащимися лежит текст басни «Ворона и Лисица».)

Вопросы:

 Найдите мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…»)

 Что такое лесть? (Лицемерие, угодливое восхваление.)

 Почему она «гнусна», то есть омерзительна, внушает отвращение? (Неприятно видеть человека корыстного, готового ради своей выгоды на лицемерие, самоуничижение.) А почему «вредна»? (Она вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искажённом свете, думать о себе лучше, чем следует.)

 Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Потому что это так заманчиво – слушать комплименты, купаться в славе, которую ты не заслужил, и при этом не прилагать никаких усилий.)

Словарная работа

На доске записаны слова, к которым подбираем синонимы и антонимы, таким образом составляем пары:

глупость, ограниченность – ум;

беззащитность – наглость;

хитрость – простодушие, наивность;

жестокость – доброта;

скромность – развязность;

вежливость – грубость.

А теперь рассмотрите лежащие перед вами карточки с заданием: выразительно прочти произведение и определи, является ли оно басней? Почему?

С. Погореловский «Трудное положение»

В тревоге и смятении

Встречает сына мать:

Ну, что по поведению?

Да троечка опять!

Ах, что за наказание?

А чем я виноват?

Домашнее задание

Писал мне старший брат,

Ты делала сложение,

Делил и множил дед.

Но хуже с поведением:

Помощников-то нет!

А. Измайлов «Лестница»

Стояла лестница однажды у стены.

Хотя ступени все между собой равны,

Но верхняя ступень пред нижними гордилась.

Шёл мимо человек, на лестницу взглянул,

Схватил, перевернул –

И верхняя ступень внизу уж очутилась.

Так человек иной уж на высоте стоит,

Гордится, и глядишь: как раз слетит.

Возьмём в пример Наполеона:

Как сатана с небес, так он слетел со трона.

Цель: научить отличать басню от ранее изученных жанров.

Учащиеся читают вслух данные произведения и отвечают на вопросы. (Первое произведение не является басней, потому что отсутствует аллегория, нет морали. Второе произведение  басня, потому что есть все признаки басни.)

В чём иносказательный смысл басни А. Измайлова «Лестница»? (Не надо слишком зазнаваться, оказавшись в высоком положении: оно может быть не вечным.)

  1. Знакомство с басней «Волк на псарне».

Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учителем.

Вводное слово учителя.

На доску вешается портрет Михаила Илларионовича Кутузова (1745-1813), русского полководца, генерал-фельдмаршала (1812) и Наполеона I Бонапарта.

Цель: дать представление о персонаже, с которым связан иносказательный смысл басни.

Михаил Илларионович Кутузов

Портрет М. И. Кутузова кисти Р. М. Волкова

Наполеон Бонапарт

Ф. Бартолоцци. По рисунку Дж. Аппиани, 1789 г.

В июле 1812 года Наполеон со своим войском напал на Россию. Все жители поднялись на защиту своей Родины. Вместе со всеми переживал тревогу за судьбу своего Отечества и Крылов.

Отгремел Бородинский бой. В деревне Фили Кутузов созвал военный совет, на котором решено было временно оставить столицу, чтобы сохранить армию от потерь. Вместе с ней уходили и московские жители. Город горел. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель; он стал просить мира, но вместо переговоров Кутузов дал его войскам сражение при Тарутине. А Крылов написал по этому поводу свою знаменитую басню «Волк на псарне», которая начиналась так:

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Вся Россия узнала в этом волке Наполеона.

Переписав басню, Крылов отправил её Кутузову в действующую армию. Фельдмаршал прочёл крыловскую басню окружавшим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я, приятель, сед»,  Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и приветствием поэту.

Чтение басни учащимися вслух.

Словарная работа:

ловчий – главный псарь, ведавший всей псовой охотой.

На доску вешается иллюстрация к басне «Волк на псарне».

Цель: формирование умения анализировать текст басни на основе сопоставления словесного и графического образов.

Волк на псарне

А. М. Лаптев. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Волк на псарне».1947 г.

Анализ содержания по вопросам, предложенным в учебнике:

  1. Перечитайте басню. Какие слова передают возникший на псарне переполох? Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.

  2. Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?

  3. Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?

Далее учащиеся читают басню вслух и отвечают на вопросы.

  1. Итог урока.

 О каком известном баснописце мы сегодня говорили?

 Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

 Назовите основные особенности басни.

 Что вам понравилось на уроке?

Выставление и комментирование оценок

  1. Домашнее задание: выучить биографию Крылова и термины «басня», «аллегория», «мораль».

13

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Правове регулювання освіти осіб з особливими потребами»
Байталюк Ольга Михайлівна
24 години
490 грн
490 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.