До ЗНО з ХІМІЇ залишилося:
0
6
міс.
0
2
дн.
0
2
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!

Литература. Дидактический материал. Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»

Опис документу:
Цель: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе; выявление позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде; воспитание активной жизненной позиции, гуманного отношения к людям, непримиримости к пассивности, равнодушию.Источник: интернет-ресурсы.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Дидактический материал.

Проблема гуманизма в пьесе

А. М. Горького «На дне»

Проблема гуманизма в пьесе 
А. М. Горького «На дне» 
Заметным явлением русской литературы начала XX 
века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся 
ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрите- 
ля произвело сочетание предельно реалистического изо- 
бражения людей, достигших последней степени убожест- 
ва, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и 
его правды. Перед глазами публики впервые предстал не- 
виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то 
есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как 
в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были 
низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута 
протестом против социальных порядков капиталистичес- 
кого общества и страстным призывом к справедливой и 
спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало - вот 
ее духовная сущность», - так определил идею пьесы 
К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа. 
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь- 
ким как воплощение социального зла. Судьба обитателей 
«дна» - грозный обвинительный акт против несправед- 
ливого общественного строя. Люди, живущие в этом под- 
вале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жесто- 
ких порядков, при которых человек перестает быть чело- 
веком, превратившись в бесправное существо, обреченное 
влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выбро- 
шены из нормальной жизни в силу волчьих законов, ца- 
рящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если 
он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуе- 
мая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неве- 
рие в правосудие заставило Сатина самому отомстить не- 
годяюу погубившему его сестру. Эта месть привела его в 
тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. 
Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене 
и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со сторо- 
ны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в 
костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совер- 
шают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, 
чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав 
никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родивший- 
ся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо 
иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Кле- 
ща, не желающего смириться с участью ночлежника, не 
помогли ему подняться с жизненного «дна». 
Обратившись к изображению жизни городских низов, 
драматург затронул актуальную проблему современности: 
каков выход из создавшегося положения, в чем спасение 
людей «дна»? По признанию самого Горького, основной 
вопрос пьесы - что лучше: истина или сострадание? Нуж- 
но ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для оби- 
тателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гу- 
манизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и 
утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он 
искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и ос- 
корбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их 
страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает пос- 
ле смерти жизнь в раю, где она наконец отдохнет от зем- 
ных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать 
новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказы- 
вает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес кото- 
рой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этому спив- 
шемуся человеку надежду на возвращение к прежней 
жизни. 
Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея 
«возвышенного обмана», который позволяет человеку не- 
сти бремя «низких истин», встречающихся на его тернис- 
том пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обраща- 
ясь к Пеплу, он говорит: «... чего тебе правда больно 
нужна... подумай-ка, правда-то, может, ооух для тебя». 
Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит 
в нее, он знает, что ее нет. Он близорук, чтобы увидеть 
эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов привет- 
ствовать всякую идею, если она способна утешить челове- 
ка, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает 
о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроет- 
ся. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не 
верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, 
нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов 
уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все чер- 
ненькие, все прыгают». 
Таким образом, основная черта идеологии Луки - чер- 
та рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, 
философия терпения - с философией угнетения, точка 
зрения раба - с точкой зрения хозяина. Горький вклады- 
вает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто 
живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она 
поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе 
хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому 
ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострада- 
нии, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет 
разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным 
безысходным положением. Этого разрыва не смог выне- 
сти Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой 
лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Ос- 
тается один выход - самоубийство. Вместо счастливой 
жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий- 
ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешитель- 
ная ложь Луки только ухудшает положение отверженных. 
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, кото- 
рый лишает их последних сил для борьбы с обществен- 
ным злом, социальной несправедливостью, благодаря ко- 
торым и существуют костылевские ночлежки. Антипод 
Луки Сатин словесно опровергает философию утешитель- 
ной лжи: «Ложь - религия рабов и хозяев», «Правда - 
бог свободного человека». Он верит в человека, в его 
способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. 
«Человек - вот правда», - утверждает герой. В отличие 
от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что 
человек все может, раз,все зависит от его дел и идей. Он 
не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. 
Жалеть человека - значит унижать его неверием в спо- 
собность достичь своего счастья, значит искать поддерж- 
ку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недоста- 
ющую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами 
ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг 
звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его 
призвании, силе и красоте. «Человек - вот это правда! 
Все - в человеке, все для человека! Существует только 
человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! 
Чело - век! Это великолепно! Это звучит... гордо!» 
Если человек в сущности своей прекрасен и только 
несправедливые социальные условия низводят его до жал- 
кого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для 
того, чтобы изменить их и создать такой мир, при кото- 
ром человек станет поистине свободным и совершенным. 
И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не 
боятся правды и не ищут спасения во лжи. 

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Соціальне партнерство закладу позашкільної освіти та сім’ї»
Просіна Ольга Володимирівна
36 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.