і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
Взяти участь
Поспішайте взяти участь у вебінарі Ефективність методу асоціативних символів на початковому етапі вивчення англійської мови
До початку вебінару залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Предмети »
  • Всеосвіта
  • Бібліотека
  • Конспект урока "Повторение и обобщение по теме «Имя существительное» ( урок-путешествие)"

Конспект урока "Повторение и обобщение по теме «Имя существительное» ( урок-путешествие)"

Перегляд
матеріалу
Отримати код

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

( урок-путешествие)

Цели: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»,

формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи, воспитание любви к русскому языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, авторская работа-презентация, таблицы, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, учебник.

Ход урока

Имя существительное – хлеб языка.

Л. Успенский.

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает свойств и правил.

А. Сумароков

  1. Организационный момент.

Мои друзья! Я очень рада,

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестимте шпаги наших мнений –

Мы вместе сочиним урок.

  1. Вступительное слово учителя.

- Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать изученное. Наш путь лежит на остров Морфология, где живут королева Имя существительное и ее друзья Рода, Числа, Падежи, Склонения. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как называется заранее намеченный путь следования? (Отгадывают смешанное слово МАРШРУТ – РШАТУМР). Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям вам нужно пройти. И каждый будет выставлять себе в эти листы баллы. А что ждет вас на различных станциях, вы узнаете, когда прибудете на первую из них.

Что с собой захватим? Смекалку, знания и хорошее настроение.

3.Станция «Орфографическая»

  1. Аукцион вопросов

(ребята задают друг другу подготовленные дома вопросы по теме «Имя существительное»)

Например: а) что такое имя существительное?

б) каждая часть речи имеет свои морфологические признаки, какими обладает существительное? (постоянными и непостоянными)

в) какие существительные называются собственными? Какие – нарицательными?

г) какие существительные называются одушевленными? Какие – неодушевленными?

д) что нового вы узнали о склонении и роде существительных?

  1. Выборочный диктант

(выпишите разносклоняемые существительные)

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять – бремя.

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на стремя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая распри пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

-Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

  1. Творческая работа

(согласуйте прилагательные с существительными, поставьте в предложном падеже)

Красивый такси

Очаровательный мисс

Зимний пальто

Вкусный кофе

Необычный пари

- Какие существительные мы называем несклоняемыми? Составьте с одним из словосочетаний предложение.

  1. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

В каком слове пишется суффикс –щик?

Стеколь…ик, приказ…ик, доклад…ик, буфет…ик.

  1. Немой диктант

(спишите, раскройте скобки, объясните правописание не с существительными)

а) (Не) место красит человека, а человек место.

б) Вася – (не) ряха.

в) (Не) решительность шахматиста.

г) (Не) настье задержало нас в пути.

  1. Как различить на письме суффиксы –ик и –ек?

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) солдат…к, фонар…к, пароход…к, камеш…к,

б) ножич…к, хлебуш…к, грибоч…к, кузнеч…к,

в) сухар…к, клюв…к, парашют…к, флажоч…к,

г) чайнич…к, кошелеч…к, сверточ…к, человеч…к.

Спишите правильный ответ. Вставьте пропущенную букву.

  1. Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных?

Заполните таблицу примерами.

Части слова

о

е

Окончание

Суффикс

Чертеж…м, суч…к, врач…м, туч…й, ш…пот, со свеч…й, ш…рох, полотнищ…м, овраж…к, шалаш…м, снеж…к, галч…нок, с мяч…м, плащ…м, свеж…сть, руч…нка, расч…кА, ореш…к, лапш..й, девч…нка.

( самопроверка)

Станция «Морфологическая»

На солнце заблестели глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.

Задание: произвести морфологический разбор имен существительных.

1 вариант – сугробы,

2 вариант – на солнце.

Станция «Синтаксическая»

Задание: записать предложение, выполнить синтаксический разбор.

На солнце заблестели глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.

Станция «Словообразовательная»

Задание: определите способ образования слов

Пейзажный, пейзажист.

Запишите цепочку однокоренных слов и выделите морфемы.

Станция «Орфоэпическая»

Можно ли однозначно сказать, о чем идет речь? Как это пояснить на письме?

Замок, полки, орган

Составьте предложение.

Станция «Лексическая»

Задание: найдите среди данных слов заимствованное.

Весна, полотер, праздник, акварель, земля.

Определите род имен существительных.

Станция «Творческая»

Сочинение-миниаюра на тему «Зимняя сказка»

  1. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу. Наверное вы устали. Нет? Вам понравился урок? На какой станции вам было интересно? А на какой трудно? А нужно ли изучать имя существительное? Зачем?

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  2. Заключительное слово учителя.

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в сой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

Домашнее задание:

  1. стр. 219 – 222, упр. 11 (письменно),

  2. составить «Словарный диктант для соседа» ( на изученные орфограммы),

  3. написать лингвистическую сказку на одну из тем ( «Существительное – дирижер грамматического оркестра», «Кого склоняет существительное?», «Живая душа одушевленного существительного», «Караул! Пропало число!»)

Ученик должен знать и уметь:

  • распознавать имена существительные и осмысливать их роль в речи,

  • разграничивать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные,

  • определять значение рода и числа,

  • различать значения префиксов и суффиксов,

  • правильно употреблять, произносить и писать падежные формы существительных,

  • знать правописание существительных, находить орфограммы и объяснять их.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное», формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи, воспитание любви к русскому языку.
  • Додано
    11.08.2018
  • Розділ
    Російська мова
  • Клас
    6 Клас
  • Тип
    Конспект
  • Переглядів
    212
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    1
  • Номер матеріала
    HL655650
  • Вподобань
    0
Курс:«Селф-коучинг (самонаставництво) як технологія професійного розвитку педагога Нової української школи»
Вікторія Вікторівна Сидоренко
36 години
1400 грн
590 грн

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти

«Методичний
тиждень 2.0»
Головний приз 500грн
Взяти участь