і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
! В а ж л и в о
Предмети »

Конспект урока "Повторение и обобщение по теме «Имя существительное» ( урок-путешествие)"

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

( урок-путешествие)

Цели: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»,

формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи, воспитание любви к русскому языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, авторская работа-презентация, таблицы, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, учебник.

Ход урока

Имя существительное – хлеб языка.

Л. Успенский.

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает свойств и правил.

А. Сумароков

  1. Организационный момент.

Мои друзья! Я очень рада,

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестимте шпаги наших мнений –

Мы вместе сочиним урок.

  1. Вступительное слово учителя.

- Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать изученное. Наш путь лежит на остров Морфология, где живут королева Имя существительное и ее друзья Рода, Числа, Падежи, Склонения. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как называется заранее намеченный путь следования? (Отгадывают смешанное слово МАРШРУТ – РШАТУМР). Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям вам нужно пройти. И каждый будет выставлять себе в эти листы баллы. А что ждет вас на различных станциях, вы узнаете, когда прибудете на первую из них.

Что с собой захватим? Смекалку, знания и хорошее настроение.

3.Станция «Орфографическая»

  1. Аукцион вопросов

(ребята задают друг другу подготовленные дома вопросы по теме «Имя существительное»)

Например: а) что такое имя существительное?

б) каждая часть речи имеет свои морфологические признаки, какими обладает существительное? (постоянными и непостоянными)

в) какие существительные называются собственными? Какие – нарицательными?

г) какие существительные называются одушевленными? Какие – неодушевленными?

д) что нового вы узнали о склонении и роде существительных?

  1. Выборочный диктант

(выпишите разносклоняемые существительные)

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять – бремя.

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на стремя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая распри пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

-Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

  1. Творческая работа

(согласуйте прилагательные с существительными, поставьте в предложном падеже)

Красивый такси

Очаровательный мисс

Зимний пальто

Вкусный кофе

Необычный пари

- Какие существительные мы называем несклоняемыми? Составьте с одним из словосочетаний предложение.

  1. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

В каком слове пишется суффикс –щик?

Стеколь…ик, приказ…ик, доклад…ик, буфет…ик.

  1. Немой диктант

(спишите, раскройте скобки, объясните правописание не с существительными)

а) (Не) место красит человека, а человек место.

б) Вася – (не) ряха.

в) (Не) решительность шахматиста.

г) (Не) настье задержало нас в пути.

  1. Как различить на письме суффиксы –ик и –ек?

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) солдат…к, фонар…к, пароход…к, камеш…к,

б) ножич…к, хлебуш…к, грибоч…к, кузнеч…к,

в) сухар…к, клюв…к, парашют…к, флажоч…к,

г) чайнич…к, кошелеч…к, сверточ…к, человеч…к.

Спишите правильный ответ. Вставьте пропущенную букву.

  1. Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных?

Заполните таблицу примерами.

Части слова

о

е

Окончание

Суффикс

Чертеж…м, суч…к, врач…м, туч…й, ш…пот, со свеч…й, ш…рох, полотнищ…м, овраж…к, шалаш…м, снеж…к, галч…нок, с мяч…м, плащ…м, свеж…сть, руч…нка, расч…кА, ореш…к, лапш..й, девч…нка.

( самопроверка)

Станция «Морфологическая»

На солнце заблестели глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.

Задание: произвести морфологический разбор имен существительных.

1 вариант – сугробы,

2 вариант – на солнце.

Станция «Синтаксическая»

Задание: записать предложение, выполнить синтаксический разбор.

На солнце заблестели глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.

Станция «Словообразовательная»

Задание: определите способ образования слов

Пейзажный, пейзажист.

Запишите цепочку однокоренных слов и выделите морфемы.

Станция «Орфоэпическая»

Можно ли однозначно сказать, о чем идет речь? Как это пояснить на письме?

Замок, полки, орган

Составьте предложение.

Станция «Лексическая»

Задание: найдите среди данных слов заимствованное.

Весна, полотер, праздник, акварель, земля.

Определите род имен существительных.

Станция «Творческая»

Сочинение-миниаюра на тему «Зимняя сказка»

  1. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу. Наверное вы устали. Нет? Вам понравился урок? На какой станции вам было интересно? А на какой трудно? А нужно ли изучать имя существительное? Зачем?

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  2. Заключительное слово учителя.

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в сой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

Домашнее задание:

  1. стр. 219 – 222, упр. 11 (письменно),

  2. составить «Словарный диктант для соседа» ( на изученные орфограммы),

  3. написать лингвистическую сказку на одну из тем ( «Существительное – дирижер грамматического оркестра», «Кого склоняет существительное?», «Живая душа одушевленного существительного», «Караул! Пропало число!»)

Ученик должен знать и уметь:

  • распознавать имена существительные и осмысливать их роль в речи,

  • разграничивать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные,

  • определять значение рода и числа,

  • различать значения префиксов и суффиксов,

  • правильно употреблять, произносить и писать падежные формы существительных,

  • знать правописание существительных, находить орфограммы и объяснять их.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное», формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи, воспитание любви к русскому языку.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Українська мова у професійній діяльності державних службовців. Публічна комунікація»
Вікторія Вікторівна Сидоренко
36 години
590 грн
295 грн

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти