Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця
Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
( урок-путешествие)
Цели: обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»,
формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи, воспитание любви к русскому языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, авторская работа-презентация, таблицы, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, учебник.
Ход урока
Имя существительное – хлеб языка.
Л. Успенский.
Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических не знает свойств и правил.
А. Сумароков
Организационный момент.
Мои друзья! Я очень рада,
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе – гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестимте шпаги наших мнений –
Мы вместе сочиним урок.
Вступительное слово учителя.
- Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать изученное. Наш путь лежит на остров Морфология, где живут королева Имя существительное и ее друзья Рода, Числа, Падежи, Склонения. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как называется заранее намеченный путь следования? (Отгадывают смешанное слово МАРШРУТ – РШАТУМР). Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям вам нужно пройти. И каждый будет выставлять себе в эти листы баллы. А что ждет вас на различных станциях, вы узнаете, когда прибудете на первую из них.
Что с собой захватим? Смекалку, знания и хорошее настроение.
3.Станция «Орфографическая»
Аукцион вопросов
(ребята задают друг другу подготовленные дома вопросы по теме «Имя существительное»)
Например: а) что такое имя существительное?
б) каждая часть речи имеет свои морфологические признаки, какими обладает существительное? (постоянными и непостоянными)
в) какие существительные называются собственными? Какие – нарицательными?
г) какие существительные называются одушевленными? Какие – неодушевленными?
д) что нового вы узнали о склонении и роде существительных?
Выборочный диктант
(выпишите разносклоняемые существительные)
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на стремя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
-Какие существительные мы называем разносклоняемыми?
Творческая работа
(согласуйте прилагательные с существительными, поставьте в предложном падеже)
Красивый такси
Очаровательный мисс
Зимний пальто
Вкусный кофе
Необычный пари
- Какие существительные мы называем несклоняемыми? Составьте с одним из словосочетаний предложение.
Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
В каком слове пишется суффикс –щик?
Стеколь…ик, приказ…ик, доклад…ик, буфет…ик.
Немой диктант
(спишите, раскройте скобки, объясните правописание не с существительными)
а) (Не) место красит человека, а человек место.
б) Вася – (не) ряха.
в) (Не) решительность шахматиста.
г) (Не) настье задержало нас в пути.
Как различить на письме суффиксы –ик и –ек?
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) солдат…к, фонар…к, пароход…к, камеш…к,
б) ножич…к, хлебуш…к, грибоч…к, кузнеч…к,
в) сухар…к, клюв…к, парашют…к, флажоч…к,
г) чайнич…к, кошелеч…к, сверточ…к, человеч…к.
Спишите правильный ответ. Вставьте пропущенную букву.
Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных?
Заполните таблицу примерами.
Части слова | о | е |
Окончание | ||
Суффикс |
Чертеж…м, суч…к, врач…м, туч…й, ш…пот, со свеч…й, ш…рох, полотнищ…м, овраж…к, шалаш…м, снеж…к, галч…нок, с мяч…м, плащ…м, свеж…сть, руч…нка, расч…кА, ореш…к, лапш..й, девч…нка.
( самопроверка)
Станция «Морфологическая»
На солнце заблестели глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.
Задание: произвести морфологический разбор имен существительных.
1 вариант – сугробы,
2 вариант – на солнце.
Станция «Синтаксическая»
Задание: записать предложение, выполнить синтаксический разбор.
На солнце заблестели глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.
Станция «Словообразовательная»
Задание: определите способ образования слов
Пейзажный, пейзажист.
Запишите цепочку однокоренных слов и выделите морфемы.
Станция «Орфоэпическая»
Можно ли однозначно сказать, о чем идет речь? Как это пояснить на письме?
Замок, полки, орган
Составьте предложение.
Станция «Лексическая»
Задание: найдите среди данных слов заимствованное.
Весна, полотер, праздник, акварель, земля.
Определите род имен существительных.
Станция «Творческая»
Сочинение-миниаюра на тему «Зимняя сказка»
Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу. Наверное вы устали. Нет? Вам понравился урок? На какой станции вам было интересно? А на какой трудно? А нужно ли изучать имя существительное? Зачем?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Заключительное слово учителя.
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в сой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Н. Рыленков
Домашнее задание:
стр. 219 – 222, упр. 11 (письменно),
составить «Словарный диктант для соседа» ( на изученные орфограммы),
написать лингвистическую сказку на одну из тем ( «Существительное – дирижер грамматического оркестра», «Кого склоняет существительное?», «Живая душа одушевленного существительного», «Караул! Пропало число!»)
Ученик должен знать и уметь:
распознавать имена существительные и осмысливать их роль в речи,
разграничивать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные,
определять значение рода и числа,
различать значения префиксов и суффиксов,
правильно употреблять, произносить и писать падежные формы существительных,
знать правописание существительных, находить орфограммы и объяснять их.
Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»