Календарные планы по интегрированному курсу «Литература». 9 класс

Опис документу:
Календарне планування створено на підставі програми «Література (російська та зарубіжна). Інтегрований курс: Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. 5- 9 класи (зі змінами).Воно спрямоване на дотримання обов’язкового рівня літературної підготовки учнів. Планування враховує аксіологічну, літературознавчу та культурологічну освітні лінії, контекст вивчення художнього твору, розвиток творчої діяльності та мови учнів.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Календарные планы по литературе 9 класс

Литература (70 часов) (2 часа в неделю)

Календарное планирование создано на основе программы «Література (російська та світова). Програма: 5- 9 класи для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою» (зі змінами). (Программу подготовили: Исаева Е.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы НПУ им. М.П.Драгоманова (руководитель авторского коллектива); Клименко Ж.В., доктор педагогических наук, профессор НПУ им. М.П.Драгоманова; Корниенко О.А., доктор филологических наук, профессор НПУ им. М.П.Драгоманова; Мельник А.О., кандидат педагогических наук, доцент НПУ им. М.П.Драгоманова; Храброва В.Е., кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета Севастопольского гуманитарного университета; Мухин В.А., учитель русского языка и литературы, зам. директора НВК «Интеллект» г. Одессы; Данилова И.Н., учитель русского языка и литературы, зам. директора НВК «СОШ №1 – лицей «Спектр» г. Торез Донецкой области.)

Планирование нацелено на выполнение обязательного уровня литературной подготовки учащихся, учитывает аксиологическую, литературоведческую и культурологическую образовательные линии, представленные в программе, контекст изучения литературного произведения, развитие художественно-творческих потребностей учащихся.

1 семестр(32 часа)

Тематические блоки – 3

Развитие речи – 3

Внеклассное чтение - 2

2 семестр (38 часов)

Тематические блоки – 3

Развитие речи – 3

Внеклассное чтение - 2

№ п/п

Тема урока

Государственные требования к уровню

общеобразовательной подготовки учащихся

Повторение

Дата

проведения

Примечание

1 СЕМЕСТР

Введение. Священные книги народов мира. Из литературы античности, средневековья и эпохи Возрождения

1.

Введение. Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы.

Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы.

Творческий диалог с оригинальным и переводным произведениями. Значение изучения курса в школе. Теория литературы. Понятие об истории литературы. Развитие понятий о художественной литературе, об оригинале и переводе.

Ученик:

- освещает специфику литературы как искусства слова, её место среди других видов искусств;

- даёт общую характеристику историко-литера-турного процесса;

- раскрывает сущность понятия история литературы;

- раскрывает значение литературы для познания мира и своего "Я";

- определяет особенности творческого диалога с оригиналом и переводом.

Виды искусства

Священные книги народов мира

2.

Веды, Библия, Коран как памятники словесного искусства (с чтением отдельных отрывков из священных книг). Отражение в них священной истории и этических норм разных народов.

- раскрывает основные сведения о священных книгах народов мира;

- комментирует прочитанные отрывки из прочитанных священных книг;

- объясняет значение священных книг в формировании культуры народов мира;

- приводит примеры влияния Библии на развитие русской и украинской литератур;

Притчи

3.

Ветхий Завет и Новый Завет – две части Библии. Роль Библии в формировании европейской культуры.

Античная литература

4.

Античная литература. Обзор.

Античность – колыбель европейской культуры. Древнегреческая и древнеримская литературы, их особенности. Роды и основные жанры античной литературы. Гомер и Вергилий как авторы героического эпоса. Сапфо и Анакреонт – создатели сольной лирики. Теория литературы. Понятие об эпической поэме. Развитие понятий о героическом эпосе, постоянных эпитетах.

- даёт общую характеристику эпохи античности;

- раскрывает значение античности для развития европейской культуры в целом и украинской в частности;

- знает основные особенности древнегреческой и древнеримской литератур;

- называет роды и основные жанры античной литературы;

- объясняет сущность понятия эпическая поэма;

- рассказывает о древнегреческом театре;

- называет великих мастеров слова Древней Греции;

- высказывает своё мнение о влиянии античной литературы на формирование личности современного человека;

Мифы Древней Греции

5.

Древнегреческий театр (его устройство и значение, структура пьесы). Великие драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид). Эсхил как «отец трагедии». Влияние античности на развитие украинской культуры.

Трагедия как жанр литературы

Из древнегреческой литературы

6.

Гомер (VIII – VII ст. до н.е.) «Илиада» или «Одиссея» (отрывки). Краткие сведения о Гомере и его поэмах.

«Илиада». Общее представление о сюжете поэмы. Эпическое изображение событий Троянской войны. Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика «Илиады».

- раскрывает краткие сведения о Гомере;

- кратко пересказывает сюжет одной из поэм;

- характеризует героя одной из поэм на материале изученных отрывков;

- находит в прочитанных отрывках устойчивые/постоянные эпитеты и развёрнутые сравнения, объясняет их художественную роль;

- на конкретных примерах раскрывает основные особенности поэтики произведения;

- высказывает своё мнение о причинах бессмертия гомеровских поэм;

7.

«Одиссея». Общее представление о сюжете поэмы. Тема «Одиссеи» – возвращение героя в родную Итаку. Воспевание в образе Одиссея таких черт характера, как верность родине и семье, мудрость, изобретательность, трудолюбие, практичность. Поэтика «Одиссеи».

Из литературы эпохи средневековья

8.

Обзор. Общая характеристика эпохи средневековья как этапа развития мировой культуры. Связь европейской средневековой литературы с наследием античности и христианства. Ведущие темы и жанры средневековой литературы (религиозная литература, хроники, героический эпос, рыцарский роман, лирика трубадуров, поэзия вагантов). Средневековье на Западе и Востоке.

- даёт общую характеристику эпохи средневековья;

- называет ведущие темы и жанры средневековой литературы;

Устное народное творчество

9.

Мацуо Басё «Старый пруд», «На голой ветке…» и др. хайку (по выбору учителя и учащихся) Краткие сведения о поэте-страннике Мацуо Басё. Отражение в лирике Мацуо Басё национального менталитета. Хайку – «поэзия умолчания» (А.А.Долин) и душевного просветления. Предельная краткость, простота, ассоциативность, глубина скрытого смысла, «красота просветлённого одиночества, покоя и отрешённости от суетного бытия» (Т.И.Бреславец) – характерные особенности поэзии Басё. Роль художественной детали в восприятии поэтической картины мира. Теория литературы. Понятие о хайку. Развитие понятия об оригинале и переводе.

- раскрывает краткие сведения о поэте;

- обсуждает построение, тематику и идеи произведений Мацуо Басё;

- раскрывает сущность понятия хайку;

- обосновывает принадлежность прочитанных произведений к жанру хайку;

- анализирует характерные особенности хайку Мацуо Басё (предельная лаконичность, философская глубина, значительная роль художественной детали, отсутствие рифмы, постоянное количество строк и слогов, «сезонные слова»);

- выразительно читает наизусть 2-3 хайку (по выбору);

- определяет роль художественной детали как органической части образной картины мира, изображенной в хайку;

- словесно рисует картины, возникшие в воображении под воздействием чтения хайку;

10.

Специфика изображения взаимоотношений человека и природы, характерная для японской литературы («Человек не выше и не ниже природы, он равен ей» (Т.П. Григорьева). Теория литературы. Развитие понятия об оригинале и переводе.

Из литературы эпохи Возрождения

11.

Франческо Петрарка. Сонеты (3-4 по выбору учителя). (13, 35, 61, 134)

Повторение и обобщение изученного в 8 классе об эпохе Возрождения.

Краткие сведения о поэте.

«Книга песен» – лирический сборник стихотворений Петрарки.

- характеризует основные особенности эпохи Возрождения, обобщает изученное о ней;

- освещает краткие сведения о Петрарке;

- выразительно читает наизусть один сонет;

- определяет идейно-тематическую сущность, особенности поэтики прочитанных сонетов;

- раскрывает сущность понятия сонет;

- аргументирует принадлежность изучаемых произведений к сонетам;

Античная литература

12.

Воспевание природы и высокой любви к Лауре в лирике поэта. Благородство чувств влюблённого героя. Теория литературы. Понятие о сонете. Развитие понятий об оригинале и переводе.

13.

Рр. Обучение собственному комментарию к стихотворению (сонету).

14.

К/р. Разноуровневые задания.

Из литературы XVIIXVIII веков

15.

Литература классицизма. Обзор.

Общие сведения о литературе классицизма (следование культу разума, основные черты классицистической системы, выдающиеся представители). Особенности русского классицизма (культ просвещения, гражданская направленность, патриотический пафос, назидательность, интерес к исторической тематике). Выдающиеся представители классицизма в зарубежной и русской литературе (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. де Лафонтен, Ж. Б. Мольер, М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин, И. Крылов и др.). Теория литературы. Понятие о классицизме как художественном направлении.

- даёт краткую характеристику эпохе классицизма;

- называет выдающихся писателей-классици-стов;

- раскрывает сущность понятия классицизм в литературе;

- находит черты классицизма в обсуждаемых произведениях или отрывках из них;

16.

Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Краткие сведения о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор содержания с чтением и анализом отдельных сцен) – сатира на дворянство и невежественных буржуа.

- раскрывает краткие сведения о Мольере;

- выразительно читает сцены из пьесы;

- определяет тему, идею, проблематику, особенности сюжета и композиции изучаемой пьесы;

- характеризует главного героя (Журдена или Тартюфа);

- сравнивает образы Журдена и Доранта;

- раскрывает приёмы создания комизма ("Мещанин во дворянстве") и трагикомические черты пьесы ("Тартюф");

- раскрывает роль ремарок в пьесе;

- принимает участие в инсценизации фрагментов пьесы;

- объясняет сущность понятия комедия;

- аргументирует принадлежность пьесы к классицизму и к «высокой комедии»;

- высказывает своё мнение об актуальности проблем, поднятых в пьесе;

Шекспир «Ромео и Джульетта»

17.

Антитеза комической мании Журдена и эгоистического здравого смысла Доранта. Розыгрыш как сюжетный приём в комедии.

18.

Средства создания комизма. Теория литературы. Развитие понятий о комедии, диалоге и монологе. Особенности «высокой комедии» Мольера. Межлитературные связи. Традиции Мольера в русской и украинской драматургии (Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, М. Кропивницкий, И. Карпенко-Карый, П. Кулиш).

Комедия как жанр литературы

19.

Внеклассное чтение. Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (обзор содержания). Особенности композиции. Смешное и трагическое в пьесе «Недоросль».

Выразительно читает (в том числе и в лицах) и комментирует сцены комедии, определяя авторское отношение к изображаемому; словесно рисует портреты персонажей комедии; характеризует их образы, давая собственную оценку; анализировать сцены комедии, в которых содержатся сатирические приемы изображения; раскрывать идейный смысл комедии.

Академический театр

Н. Гоголь «Ревизор»

20.

К/р. Анкета литературного героя.

Из литературы ХIХ века

21

Романтизм в мировой литературе. Обзор. Историко-культурные предпосылки возникновения романтизма как литературного направления. Особенности романтического стиля (углубление во внутренний мир личности, «двоемирие», интерес к восточной экзотике, обращение к фольклору, наличие романтического героя, конфликт героя и общества, героя и толпы, тяготение к символике, контрасту, романтической иронии). Выдающиеся представители романтизма в зарубежной и русской литературе (Дж. Г. Байрон, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне, В. Скотт, В. Гюго, А. Мицкевич, Ф. Купер, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов и др.). Ведущие жанры литературы романтизма. Теория литературы. Понятие о романтизме как художественном направлении. Романтический герой.

- освещает историко-культурные предпосылки возникновения романтизма;

- раскрывает особенности романтического стиля;

- объясняет сущность понятий романтизм, романтический герой;

- называет выдающихся представителей и ведущие жанры романтизма.

Классицизм как литературное направление

22.

Внеклассное чтение. В Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Романтический исторический роман. Трагическая судьба Эсмеральды. Отношение Клода Фролло, Феба и Квазимодо к Эсмеральде. Образ собора.

23.

Дж. Н. Г. Байрон. «Хочу я быть ребенком вольным…», «Прометей», поэма «Мазепа». Основные сведения о жизни и творчестве Байрона.

Тема мировой скорби и бегства от мира в лирике поэта («Хочу я быть ребёнком вольным…»).

- освещает основные этапы жизненного и творческого пути Байрона;

- выразительно читает изучаемые стихотворения и отрывок из поэмы «Мазепа»;

- раскрывает особенности интерпретации темы мировой скорби и бегства от мира в стихотворении «Хочу я быть ребёнком вольным»;

- определяет роль антитезы, эпитетов и метафор в стихотворении;

- характеризует лирического героя стихотворения;

- раскрывает идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие стихотворения «Прометей»;

- характеризует образ Прометея;

24.

Воспевание идеи служения людям, духа бунтарства против тирании в стихотворении «Прометей». Образ Прометея. Теория литературы. Байронизм и байронический герой. Развитие понятий об антитезе, «вечных образах», оригинале и переводе. Межлитературные связи. Сравнение образов мифологического и байроновского Прометея.

25.

Рр. Обучение выявлению мотивов лирического стихотворения. Межлитературные связи. В. Жуковский, А. Пушкин, А. Фет, М. Лермонтов, В. Брюсов, А. Плещеев и другие переводчики произведений Байрона на русский язык. Украиноязычные переводы.

26.

Украинская тема в творчестве Байрона (поэма «Мазепа»). Историческая и легендарная основа поэмы.

- освещает историческую и легендарную основу поэмы «Мазепа»;

- пересказывает сюжет поэмы;

- сравнивает образы мифологического и байроновского Прометея, Мазепы и Прометея;

- аргументированно отвечает на вопрос: «Почему образ Прометея стал "вечным"?

- находит черты байронизма в лирических героях стихотворения и поэмы.

27.

Воплощение в образе Мазепы типичных черт байронического героя. Близость образа к героям прометеевского типа.

28.

К/р. Литературный портрет Прометея (по стихотворению Дж. Байрона «Прометей), Мазепы (по поэме «Мазепа»).

Романтические и реалистические тенденции в русской литературе ХІХ ст.

29.

Романтические и реалистические тенденции в русской литературе ХІХ ст. Обзор. Переосмысление достижений европейского романтизма в русской культуре. Интерес к национальной самобытности, отечественной истории как особенность русского романтизма. Движение русских деятелей искусства от изображения романтически-экстраорди-нарных проявлений жизни к повседневному, обычному, типичному; появление типов "лишнего" и "маленького" человека.

Реализм как литературное направление, его основные черты (художественный анализ состояния мира, формирование характеров героев под воздействием среды, изображение действительности в развитии, углубление в психологический анализ социально-детерминированной личности). Ведущие представители русского реализма (А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев и др.). Теория литературы. Понятие о реализме как художественном направлении. Межлитературные связи. Реализм в зарубежной (Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс и др.) и украинской литературе (Марко Вовчок, И. Франко, И. Нечуй-Левицкий, Б. Гринченко, М. Коцюбинский и другие).

- освещает романтические и реалистические тенденции в русской литературе;

- объясняет сущность понятия реализм в литературе;

- раскрывает основные черты реализма;

- называет выдающихся русских писателей-реалистов;

30.

Рр. Обучение написанию реферата на литературную тему.

Александр Сергеевич Грибоедов (5 ч.)

31.

А. С. Грибоедов. Основные сведения о жизни и творчестве А.С. Грибоедова. «Горе от ума» - «… и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» (И. Гончаров). Чтение и анализ І действия.

- раскрывает основные сведения о жизни и творчестве А.С. Грибоедова;

32.

Нравственная и социальная проблематика произведения. Особенности конфликта. Чтение и анализ ІІ действия.

- раскрывает тему и социально-нравственную проблематику комедии;

- объясняет смысл названия и особенности конфликта в пьесе;

- объясняет особенности композиции произведения;

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

2 семестр

33.

Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Чтение и анализ ІІІ действия.

- характеризует главных действующих лиц комедии;

- сравнивает образы Чацкого и Молчалина;

- устно составляет речевую характеристику одного из персонажей;

- аргументированно отвечает на вопрос «В чем поражение и победа героя в борьбе с миром фамусовщины?»;

- обосновывает принадлежность произведения к жанру комедии;

- выразительно читает наизусть монолог Чацкого или Фамусова;

- принимает участие в инсценизации фрагментов пьесы;

34.

Поражение и победа Чацкого в борьбе с миром фамусовщины. Смысл названия. Афористичность языка. Чтение и анализ ІV действия. Теория литературы. Развитие понятий о драме как роде литературы, комедии, диалоге и монологе, сатире.

35.

Рр. Статья И. Гончарова «Миллион терзаний» (в сокращении). Обучение составлению тезисов к литературно-критической статье.

Составляет тезисы к статье И. Гончарова «Мильон терзаний».

Александр Сергеевич Пушкин

36.

А. С. Пушкин. Лирика: «Деревня», «К Чаадаеву», «Арион», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновение»), «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пророк», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…» (3-4 стихотворения по выбору учителя), роман в стихах «Евгений Онегин».

Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного. Пушкин и Украина.

Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"), тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…").

- освещает основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина, тему «Пушкин и Украина»;

- раскрывает значение творчества Пушкина для развития русской и мировой литературы;

- называет ведущие темы и мотивы лирики поэта;

- выразительно читает наизусть два стихотворения и отрывок из романа;

- определяет идейно-тематическую сущность, проблематику и художественное своеобразие стихотворений;

Биография Пушкина

37.

Ведущие темы и мотивы лирики: тема любви ("На холмах Грузии…", «К***» ("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"), философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил…"), тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения).

Лирика как жанр литературы

38.

«Евгений Онегин» – социально-психологический роман в стихах. Проблематика, сюжет и композиция романа.

- анализирует проблематику, сюжет, композицию, поэтику романа "Евгений Онегин";

- характеризует образы Евгения Онегина, Татьяны, Ленского;

- сравнивает образы главных героев;

- раскрывает образ автора в романе;

- аргументирует энциклопедический характер романа;

- раскрывает жанровые и стилистические особенности произведения;

- объясняет сущность понятий роман в стихах, онегинская строфа, мотив лирического произведения;

- аргументирует принадлежность «Евгения Онегина» к роману в стихах;

- сравнивает образы Онегина и Татьяны с их интерпретациями в других видах искусств;

- обобщает свои знания и впечатления о творчестве Пушкина.

Роман как жанр литературы

39.

Воплощение типа "лишнего человека" в образе Евгения Онегина.

40.

Целостность и глубина натуры Татьяны.

41.

Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского. Образ автора.

42.

Энциклопедичность изображения русской жизни в романе. Национальный колорит, жанровые и стилистические особенности произведения. Теория литературы. Понятия о романе в стихах, онегинской строфе, мотиве в лирическом произведении.

43.

Рр. Семинар «Самое задушевное произведение Пушкина».

44.

К/р. Сочинение-рассуждение.

Михаил Юрьевич Лермонтов

45.

М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», любовная лирика («Нищий», «А. О. Смирновой», «К портрету», «Благодарю!», «К Н. И…», «Сонет», «Расстались мы, но твой портрет…») (2-3 стихотворения по выбору), роман «Герой нашего времени». Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах.

Ведущие темы и мотивы лирики. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Смерть поэта», особенности его композиции.

- освещает основные этапы жизненного и творческого пути Лермонтова;

- аргументирует тезис «Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе»;

- выразительно читает наизусть одно из стихотворений;

- анализирует идейно-тематическую сущность, проблематику, художественные особенности 2-3 стихотворений;

Биография Лермонтова

46.

Специфика трактовки поэтом темы любви.

Биография Лермонтова

47.

«Герой нашего времени» – социально-психологический роман о трагедии незаурядной личности начала ХІХ века. Проблематика и сюжет романа.

- анализирует проблематику, композиционные и жанровые особенности романа;

- раскрывает тему «Автор, повествователь и герой в романе»;

- характеризует Печорина;

- раскрывает смысл сопоставления образов Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча;

- освещает тему «Женские образы в романе, их роль в раскрытии характера Печорина»;

- объясняет сущность понятия художественный тип, приводит примеры различных художественных типов (Журден, Онегин, Печорин);

- раскрывает сущность понятия социально-психологический роман;

- аргументирует принадлежность «Героя нашего времени» к социально-психологическому роману;

- раскрывает роль художественной детали, картин природы в произведении;

- сравнивает образ Печорина с его интерпретацией в других видах искусств;

- обобщает свои знания и впечатления о творчестве Лермонтова.

Лирический герой

48.

Автор, повествователь и герой в произведении. Мастерство Лермонтова в изображении «истории души» Печорина.

49.

Смысл сопоставления Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча. Женские образы.

Мировой литературный процесс

50.

Композиционное и жанровое своеобразие романа. Художественная роль картин природы. Теория литературы. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали.

Николай Васильевич Гоголь

51.

Н. В. Гоголь. «Шинель».

Обзор жизни и творчества писателя с обобщением изученного в предыдущих классах. Гоголь и Украина.

- освещает основные этапы жизни и творчества Гоголя, тему «Гоголь и Украина»;

- определяет тему и проблемы повести; - характеризует главного героя;

- раскрывает роль фантастики и гротеска в повести;

- объясняет смысл названия произведения;

- обосновывает роль художественной детали в повести;

- освещает тему «Образ Акакия Акакиевича в интерпретации мастеров других видов искусств»;

- раскрывает значение повести для развития мировой литературы;

- обобщает свои знания и впечатления о творчестве Гоголя.

Биография Гоголя

52.

«Шинель». Воплощение трагедии «маленького человека» в образе Акакия Акакиевича.

53.

Смысл названия произведения. Роль фантастики и гротеска в «Шинели». Значение повести для развития мировой литературы. Теория литературы. Развитие понятий о художественном типе, гротеске, художественной детали. Межлитературные связи. Образ «маленького человека» в рассказе А.Чехова «Смерть чиновника» и новелле Р. Акутагавы «Бататовая каша».

54.

Внеклассное чтение. П. Мериме «Кармен», «Венера Илльская», «Маттео Фальконе».

55.

Рр. Обучение написанию эссе по самостоятельно прочитанному произведению.

56.

К/р. Сочинение-рассуждение (индивидуальная или групповая характеристика героев произведения).

Из литературы ХХ – начала ХХІ столетия

57.

Литература ХХ – нач. ХХІ ст. Обзор.

Культурно-политические факторы, повлиявшие на развитие зарубежной и русской литературы ХХ – нач. ХХІ столетий (падение империй, революции, войны, появление тоталитарных режимов, стремительное развитие науки и техники). Основные темы и проблемы мировой литературы. Многообразие литературных направлений, течений, творческих поисков.

- кратко характеризует факторы, повлиявшие на развитие литературы в ХХ - нач. ХХІ в.;

- называет основные темы и проблемы литературы этого периода;

- приводит примеры произведений, относящихся к этому периоду;

Мировой литературный процесс

58.

Генрих Бёлль. «Путник, придешь когда в Спа…». Краткие сведения о писателе.

Осуждение антигуманной сущности войны, раскрытие её разрушительных последствий для цивилизации в целом и души отдельного человека. Межлитературные связи. Начало стихотворения древнегреческого поэта Симонида Кеоского как название рассказа.

- освещает краткие сведения о писателе;

- характеризует главного героя;

- объясняет смысл названия рассказа;

- раскрывает гуманистический пафос произведения;

- аргументирует тезис о контрасте школьных иллюзий и военной действительности;

- объясняет функции оборванной цитаты в произведении;

- раскрывает сущность подтекста рассказа.

59.

Главный герой как физически и духовно изуродованный нацистским режимом "маленький человек" без будущего, жертва антигуманной идеологии.

60.

Контраст школьных иллюзий и военной действительности. Функции оборванной цитаты в произведении. Теория литературы. Развитие понятия о подтексте. Межлитературные связи. Г.Бёлль и В. Стус. Статья В. Стуса "Глазами гуманиста".

61.

Василь (Василий) Быков «Альпийская баллада».

Краткие сведения о жизни и творчестве В. Быкова.

- знает краткие сведения о жизни и творчестве писателя;

- пересказывает содержание повести;

- раскрывает поднятые автором проблемы;

- характеризует героев, анализируя текст;

- определяет категории, помогающие главному герою повести остаться в бесчеловечных условиях войны человеком (чувство собственного достоинства, чувство ответственности, совесть);

- отмечает роль сюжетно-композиционных элементов в повести (портреты героев, внутренние монологи, пейзажи);

- пишет сочинение-рассуждение «Три дня свободы и любви» (или на другую тему по выбору учителя);

Русская поэзия периода Второй мировой войны

62.

Тема человека на войне в повести В.Быкова.

63.

Обращение к вечным идеалам любви и красоты в произведении.

64.

Роль сюжетно-композиционных элементов в повести. Теория литературы. Развитие понятия о повести, сюжете и композиции произведения.

65.

Внеклассное чтение. А. Т. Твардовский «Василий Теркин», Б. Васильев «А зори здесь тихие».

66.

К/р. Комментирование отрывка из литературного произведения с выражением собственного отношения к изображаемому.

67.

Пауло Коэльо «Алхимик» Краткие сведения о писателе. Посещение Украины.

Повесть «Алхимик» как приглашение читателя к внутреннему диалогу, к самопознанию. Гуманизм, философская и воспитательная направленность повести.

- раскрывает краткие сведения о писателе;

- характеризует главного героя;

- раскрывает основные символы повести (пастух и овцы и др.);

- объясняет значение центральных сентенций повести («Добиться воплощения своей судьбы – это единственная подлинная обязанность человека», «Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого»);

- находит черты притчи в произведении;

- сравнивает своё восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении;

68.

Образ пастуха Сантьяго как человека, стремящегося к познанию мира и себя в нём, к духовному самосовершенствованию. Притчевый характер, символика произведения. Теория литературы. Развитие понятий о повести-притче, символе, подтексте. Межлитературные связи. Типологическая близость повести к "Маленькому принцу" А. де Сент-Экзюпери.

Ричард Дэвид Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Краткие сведения о писателе.

Воплощение в образе чайки Джонатан Ливингстон мыслей о стремлении личности к самосовершенствованию, свободе, к обогащению своими знаниями окружающих.

- освещает краткие сведения о писателе;

- характеризует главного героя;

- раскрывает взаимоотношения Джонатана и Стаи, Джонатана и его учеников;

- находит библейские мотивы в произведении;

- рассуждает о символике произведения;

- раскрывает смысл авторского посвящения;

- аргументирует жанровую принадлежность произведения;

- объясняет значение центральных сентенций повести ("Небеса — не место и не время — но лишь наше собственное совершенство" и др.);

- высказывает своё отношение к проблемам, поднятым в повести-притче;

Взаимоотношения Джонатана и Стаи, Джонатана и его учеников. Проблемы поиска смысла жизни, творческого полёта личности. Смысл авторского посвящения. Притчевый характер, символика произведения. Теория литературы. Развитие понятий о повести-притче, символе, подтексте. Межлитературные связи. Типологическая близость повести-притчи к "Маленькому принцу" А. де Сент-Экзюпери. Евангельская структура сюжета (изгнанничество и избранничество, смерть и воскресение, проповедь, чудеса, апостолы).

69.

Повторение и обобщение изученного в школьном курсе.

- обобщает изученный материал;

- высказывает своё мнение о роли литературы в формировании личности, её влиянии на различные сферы национальной и мировой культуры.

70.

Повторение и обобщение изученного в школьном курсе.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!
До ЗНО з НІМЕЦЬКОЇ МОВИ залишилося:
0
4
міс.
0
9
дн.
0
4
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!