і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
Взяти участь
Поспішайте взяти участь у вебінарі Арт-терапія в педагогічній практиці. Емоційний розвиток особистості засобами арт-терапії
До початку вебінару залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Предмети »

Календарные планы по интегрированному курсу «Литература». 8 класс

Перегляд
матеріалу
Отримати код

Календарные планы по литературе. 8 класс

Литература (70 часов)

(2 часа в неделю)

Календарное планирование создано на основе программы «Література (російська та світова). Програма: 5- 9 класи для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою» (зі змінами). (Программу подготовили: Исаева Е.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы НПУ им. М.П.Драгоманова (руководитель авторского коллектива); Клименко Ж.В., доктор педагогических наук, профессор НПУ им. М.П.Драгоманова; Корниенко О.А., доктор филологических наук, профессор НПУ им. М.П.Драгоманова; Мельник А.О., кандидат педагогических наук, доцент НПУ им. М.П.Драгоманова; Храброва В.Е., кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета Севастопольского гуманитарного университета; Мухин В.А., учитель русского языка и литературы, зам. директора НВК «Интеллект» г. Одессы; Данилова И.Н., учитель русского языка и литературы, зам. директора НВК «СОШ №1 – лицей «Спектр» г. Торез Донецкой области.)

Планирование нацелено на выполнение обязательного уровня литературной подготовки учащихся, учитывает аксиологическую, литературоведческую и культурологическую образовательные линии, представленные в программе, контекст изучения литературного произведения, развитие художественно-творческих потребностей учащихся.

1 семестр (32 часа)

Тематические блоки – 3

Развитие речи – 3

Внеклассное чтение – 3

2 семестр (38 часов)

Тематические блоки – 3

Развитие речи – 3

Внеклассное чтение – 3

№ п/п

Тема урока

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Межлитературные связи

Межпредметные связи

Взаимодействие

искусств

Повторение

Дата

проведения

Примечание

1 СЕМЕСТР

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЭЗИИ ВОСТОКА (5ч.)

1.

Введение. Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. Значение личности в создании культуры. Понятие о диалоге культур. Роль переводной литературы в диалоге разных национальных литератур.

Теория литературы. Развитие понятий об оригинальной и переводной художественной литературе.

Учащийся / учащаяся:

- раскрывает образный характер художественной литературы;

- объясняет роль личности в создании культуры;

- раскрывает понятие диалога культур;

- аргументирует тезис о роли переводной литературы в диалоге разных национальных литератур;

Художественный образ

2.

Омар Хайам. Рубаи (по выбору учителя)

Краткие сведения об авторе. Размышления, жизненные наблюдения и их обобщение в творчестве Хайяма. Теория литературы. Понятие о рубаи.

- определяет основные темы и главный пафос поэзии Омара Хайяма;

- объясняет понятие рубаи;

аргументирует принадлежность произведения к жанру рубаи;

- выразительно читает наизусть рубаи;

- в ходе обсуждения прочитанного раскрывает черты метафоричности и афористичности языка рубаи;

- дает развернутый ответ на тему: «Сущность человеческого бытия в поэзии Омара Хайяма»;

- аргументирует собственное мнение о прочитанном;

Межлитературные связи. Д.Павлычко. Рубаи.

Живопись. А. Ханская «Омар Хайям», Дж. Хамбридж «На могиле Омара Хайяма». Иллюстрации Р. Бэлфура, М. Фаршчяна, П. Бунина и др. Скульптура. Памятник О. Хайяму в Ашхабаде (Туркмения), в Бухаресте (Румыния); павильон-ротонда над могилой О. Хайяма в Нишапуре (Иран, скульпт. Х. Сейхун).

Эпос народов мира

3.

Утверждение идеи права человека на счастье, стремление к удовольствию и радости жизни. Афористичность и метафоричность поэтического языка.

4.

Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре» (ключевые эпизоды)

Краткие сведения об авторе. Национальное своеобразие грузинской культуры (народные песни, архитектура, декоративно-прикладное искусство, обычаи). Теория литературы. Понятие о героическом в литературе.

- раскрывает черты своеобразия национальной грузинской культуры;

- пересказывает прочитанные разделы поэмы „Витязь в тигровой шкуре”;

- определяет тематику и идейную направленность произведения;

- приводит примеры высоких человеческих качеств героев поэмы;

- во время обсуждения прочитанного оперирует понятием поэма, героическое в литературе;

- определяет элементы национальной специфики произведения;

Межлитературные связи. Произведения европейского героического эпоса Высокого средневековья. Н.Заболоцкий - переводчик поэмы. Стихотворения М.Рыльского "Шота Руставели", А.Малышка "Руставели".

Межпредметные связи. Русский язык. Обогащение лексики афоризмами Руставели в переводе Заболоцкого ("Что припрячешь - то погубишь, что раздашь - вернётся снова", "Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живёт!").

Живопись. Портрет Ш. Руставели работы М. Дерегуса, иллюстрации С. Кобуладзе, В. Гудиашвили, И. Тоидзе, Л. Цуцкиридзе, М. Зичи и др. Музыка. Грузинские народные песни. Ш. Миевелидзе. Опера «Сказание о Тариэле». А. Мачавариани. Балет «Витязь в тигровой шкуре». Театр, телевидение. Чтение Н. Заболоцким отрывка собственного перевода поэмы Ш. Руставели. Скульптура, архитектура, декоративно-прикладное исскуство. Изображение Ш. Руставели на древней фреске из Иерусалима, фрески пещерного города Вардзия (XII—XIII вв.) с изображением царицы Тамары, храмы Джвари, Светицховели, Метехи (Грузия); памятники Ш. Руставели в Тбилиси (скульптор К. Мерабишвили), Киеве (скульпт. В. Имерлишвили и П. Гигаури).

Эпос народов мира

5.

Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре». Воспевание в поэме мужества и героизма, высоких человеческих качеств, дружбы и преданности. Теория литературы. Развитие понятия о поэме.

6.

Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре». Воспевание в поэме мужества и героизма, высоких человеческих качеств, дружбы и преданности. Национальный колорит произведения.

7.

Внеклассное чтение.

Низами. Хафиз. Газели. А.Навои «Фархад и Ширин». Сайгё. Танка.

8.

К/р. Разноуровневые (тестовые) задания.

«ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ» В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (8 ч.)

Вильям Шекспир 4 (ч.), Мигель де Сервантес Сааведра (4 ч.)

9.

Вильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Краткая характеристика эпохи Возрождения (хронологические рамки, основные ценности, выдающие представители). Основные сведения о Шекспире.

- дает краткую характеристику эпохе Возрождения;

- рассказывает об основных фактах творческой биографии писателя;

- раскрывает искренность любви и настоящей дружбы героев трагедии;

- анализирует образы Ромео и Джульетты;

- характеризует комические образы произведения, подбирая цитаты из текста;

- раскрывает „светлый трагизм” финала произведения;

- дает собственную аргументированную оценку прочитанному;

- отвечает на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки трагедии;

- объясняет понятия драма как литературный род, трагедия как жанр драмы, диалог и монолог;

- выразительно читает драматическое произведение, в том числе и по ролям;

- сопоставляет шекспировских героев со сценическими и кинематографическими интерпретациями образов;

Межлитературные связи. М. Рыльский. "Шекспир". Заимствование Шекспиром сюжета о Ромео и Джульетте (поэма А.Брука "Трагическая история Ромеуса и Джульетты"). Образы и мотивы трагедии "Ромео и Джульетта" в одноимённых стихотворениях М. Алигер, Н. Асеева, Б. Ахмадуллиной. Продолжение и развитие темы межродовой вражды в трагикомедии Г. Горина «Чума на оба ваши дома».

Живопись. Портрет В. Шекспира работы Дж. Тэйлора. Э. Делакруа «Прощание Ромео и Джульетты». П. Рои «Смерть Джульетты и Ромео». Г. Фюсли «Ромео закалывает Париса», «Ромео у гробницы Джульетты». Ф. Айец «Прощание Ромео с Джульеттой (последний поцелуй)», «Бракосочетание влюблённых», «Поцелуй». Ф. Кальдерон «Джульетта». Иллюстрации М. Врубеля, К. Маковского, С. Бродского, Д. Шмаринова и др. Музыка. Г. Берлиоз. Симфония «Ромео и Юлия». Ш. Гуно. Опера «Ромео и Джульетта». П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» и др. Кино. Фильм-балет «Ромео и Джульетта» (СССР, муз. С. Прокофьева, реж. Л. Арнштам и Л. Лавровский, 1954), фильм-балет «Ромео и Джульетта» (Великобритания, муз. С. Прокофьева, реж. П. Циннер, 1966), х/ф «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзеффирелли, 1968), т/ф «Ромео и Джульетта» (СССР, реж. А.Эфрос, 1983), х/ф «Письма к Джульетте» (реж. Г. Виник, США, 2010).

Скульптура. Статуя Джульетты в Вероне (Италия, скульпт. Н. Костантини), памятник В. Шекспиру в Стрэдфорде (скульпт. Р.Гауэр).

10.

«Ромео и Джульетта»

«Вечная» тема любви в трагедии: утверждение величия и красоты любви, ее способность преодолевать распри и вражду. Теория литературы. Понятие о драме как литературном роде. Трагедия как жанр драмы.

11.

«Ромео и Джульетта»

Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире. Теория литературы. Трагедия как жанр драмы. Диалог и монолог.

12.

«Ромео и Джульетта»

«Вечные» образы Ромео и Джульетты. «Светлый трагизм» финала произведения. Роль комических образов.

13.

Рр. Обучение анализу сцен драматического произведения.

14.

Мигель де Сервантес Сааведра.

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (отдельные главы по выбору учителя)

Основные сведения о жизни писателя.

«Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Теория литературы. Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах.

- рассказывает об основных фактах творческой биографии писателя;

- пересказывает сюжет произведения;

- раскрывает тему и проблематику романа;

- дает развернутую характеристику образу Дон Кихота, используя цитаты из текста, литературно-критические материалы;

- размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию;

- сравнивает образы Дон Кихота и Санчо Пансы;

- объясняет роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя;

- анализирует центральный конфликт романа;

- аргументирует тезис «Дон Кихот – вечный образ в искусстве»;

- раскрывает понятие «донкихотство»;

- в ходе обсуждения прочитанного оперирует понятиями вечный образ, эпос как литературный род;

- дает письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни;

Межлитературные связи. Образ Дон Кихота в мировой поэзии (Дж. Байрон, П. Верлен, В. Брюсов, Д. Мережковский, С. Маршак, Ю. Друнина, И. Франко, Б. Гринченко, Л. Костенко).

Живопись, графика. Портрет Сервантеса работы Х.де Хуарега. Иллюстрации Г. Доре, С. Бродского, Д. Бурлюка, С. Дали, Кукрыниксов и др. Музыка. Л. Минкус. Балет «Дон Кихот». Ж. Массне. Опера «Дон Кихот». Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Кихот. Симфонические вариации» и др. Театр, кино, мультипликация. Фильм-балет «Дон Кихот» (реж. Б. Лардж, М. Барышников, США, 1984), х/ф «Дон Кихот» (реж. Г. Козинцев, СССР, 1957), м/ф «Дон Кихот» (реж. Х. Позо, Италия – Испания, 2007) и др. Скульптура. Памятник Сервантесу в Мадриде (Испания, скульпт. Л. Кулло-Валера), памятник «Сидячий Дон Кихот» в Марбелье (Испания, скульпт. С. Дали).

15.

Мигель де Сервантес Сааведра.

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Нравственно-философская и социальная проблематика романа. Выбор жизненного идеала. Конфликт иллюзии и действительности. Теория литературы. Развитие понятий о романе.

16.

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Самоотверженность главного героя. Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы. Теория литературы. Развитие понятий о юморе.

17.

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Дон Кихот как «вечный» образ. Глубина и современность произведения. «Донкихотство» как социальное явление.

Теория литературы. Понятие о «вечных образах».

18.

Внеклассное чтение. Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (отрывки).

19.

К/р. Сочинение-рассуждение.

РАЗНООБРАЗИЕ ЖАНРОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX СТОЛЕТИЯ

А. С. Пушкин (6 ч.), М. Ю. Лермонтов (4 ч.)

20.

А. С. Пушкин. «И.И. Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года», «Капитанская дочка».

Развитие таланта гения А.С. Пушкина. Ссылка в Михайловское и ее влияние на творчество поэта. А.С. Пушкин и декабристы. Интерес поэта к истории и его отражение в творчестве.

«И.И. Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года»

Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта. Жанр послания и его место в лирике Пушкина.

Теория литературы. Лирика как литературный род. Развитие понятия о рифме, сюжете, композиции, портрете, пейзаже.

- рассказывает об А. С. Пушкине с привлечением ранее полученных знаний;

- выразительно читает, в том числе и наизусть, любимые стихотворения поэта;

- объясняет сущность понятия лирика как род литературы;

- раскрывает мысли и чувства лирического героя в прочитанных стихотворениях;

- формулирует главную мысль стихотворений;

- обосновывает роль художественно-изобразительных средств языка для создания настроения произведений;

- знает особенности жанра послания и объясняет его важность для дружеской лирики Пушкина;

- выразительно читает наизусть стихотворения, расставляя необходимые паузы и логические ударения;

- знает одно из стихотворений наизусть (по выбору учащихся);

Живопись. Портрет А. С. Пушкина работы В. Тропинина; С. Герасимов «Восстание Пугачева», «В Бердской слободе», В. Перов «Суд Пугачёва», И. Миодушевский «Вручение письма Екатерине II»; рисунок Д. Кардовского «А. С. Пушкин в Каменке среди декабристов». Иллюстрации П. Соколова, Д. Шмаринова, А. Бенуа, С. Герасимова, Д. Фаворского и др. Кино. Х/ф «Капитанская дочка» (реж. В. Каплуновский, СССР, 1958), «Русский бунт» (реж. А. Прошкин, Россия, 1999).

Поэзия Пушкина

21.

Тема русской истории в творчестве Пушкина.

«Капитанская дочка». Соотношение исторического факта и вымысла. Судьба человеческая и судьба народная в повести.

Особенности композиции произведения. Роль эпиграфов.

Теория литературы. Развитие понятий о сюжете, композиции, повести.

- раскрывает конкретно-историческую основу «Капитанской дочки»;

- знает содержание и умеет пересказать произведение;

- отмечает особенности композиции;

- раскрывает смысл названия повести;

- словесно рисует портреты героев произведения;

- анализирует судьбы главных героев в связи с историческими событиями;

- характеризует образы Гринева, Маши Мироновой, Пугачева, используя цитатный материал произведения;

- сравнивает образы Гринева и Швабрина;

- раскрывает авторское отношение к героям и дает собственную оценку их поступкам;

- объясняет роль эпиграфов, предложенных автором к главам повести;

- определяет художественную функцию сна Гринева, портретных зарисовок и пейзажных описаний;

Межпредметные связи: История: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Пушкин «Повести Белкина»

22.

«Капитанская дочка»

Гринев как герой-рассказчик, особенности эволюции характера. Художественные функции сна Гринева, портрета, пейзажных описаний.

Теория литературы. Развитие понятий о портрете, пейзаже.

23.

«Капитанская дочка»

Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева. Фольклорные традиции в создании образа. Теория литературы. Развитие понятий о портрете, пейзаже.

Народная песня (историческая)

24.

«Капитанская дочка»

Тема долга и чести. Гринев и Швабрин. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на историю.

25.

«Капитанская дочка»

Образ Савельича. Смысл названия произведения. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала.

26.

Рр. Сочинение-характеристика героя по изученному произведению (письменно).

- пишет сочинение на одну из тем, предложенных учителем;

27.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Медный всадник», «Скупой рыцарь».

28.

К/р. Отзыв о к/ф с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения.

29.

М. Ю. Лермонтов. «Я жить хочу, хочу печали…», «Желание», «Молитва», «Дума», «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен»…», «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», «Поэт» (3-4 стихотворения по выбору учителя)

Расцвет таланта М.Ю. Лермонтова. Жизнь поэта в Петербурге. Активная творческая деятельность и разочарование в свете. Причины повторной ссылки на Кавказ.

Биографическое начало в лирике Лермонтова. Теория литературы. Понятие о лирическом герое.

- рассказывает о М.Ю.Лермонтове с привлечением ранее полученных знаний;

- выразительно читает, в том числе и наизусть, любимые стихотворения поэта;

- высказывает свое отношение к прочитанным произведениям;

- раскрывает трагические мотивы одиночества, непонимания, страдающего человеческого сердца в лирике Лермонтова;

- объясняет идейный смысл изученных произведений и особенности мировосприятия лирического героя;

- выделяет поэтические образы и картины в прочитанных стихотворениях и умеет объяснить их метафоричность;

- подбирает цитаты к устной характеристике внутреннего мира лирического героя;

- раскрывает сущность понятия лирический герой;

Межлитературные связи. Влияние М. Лермонтова на творчество М. Рыльского (стихотворение "Не забуду вечора хрусткого…").

Живопись. Портрет М. Лермонтова работы П. Заболоцкого; И. Орлов «Вечерняя молитва». Иллюстрации И. Репина, Ф. Константинова. Музыка. Романсы на стихи М. Ю. Лермонтова: «Выхожу один я на дорогу» (муз. Е. Шашиной, исп. С. Лемешев), «И скучно и грустно…» (муз. А. Даргомыжского, исп. И. Козловский), «Молитва» (муз. П. Булахова, исп. Н. Обухова). Театр, телевидение. Лермонтовские моноспектакли И. Андронникова. Скульптура. Архитектурный комплекс, посвящённый М. Ю. Лермонтову в Москве (скульпт. И. Бродский).

Поэзия Лермонтова

30.

Своеобразие поэзии М.Ю.Лермонтова: трагизм поэтического видения мира; мотивы безысходности и одиночества, «горечи и злости». Теория литературы. Развитие понятий о композиции лирического произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.).

31.

Особенности лирического героя и его мировосприятия. Теория литературы. Развитие понятий о композиции лирического произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.).

32.

«Вечная» тема – назначение поэзии, призвание Поэта.

2 семестр

Н. В. Гоголь (6 ч.)

33.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя в Петербурге. Дружба с А.С. Пушкиным, ее значение для развития таланта Н.В. Гоголя.

История создания комедии «Ревизор». Теория литературы. Понятие о комедии, сатире и гротеске. Развитие понятий о драме как роде литературы.

- рассказывает о Н.В. Гоголе с привлечением ранее полученных знаний;

- знает содержание и умеет пересказать сюжет комедии;

- владеет различными видами пересказа;

- участвует в диалоге по прочитанному произведению;

- выразительно читает фрагменты комедии, в том числе в лицах;

- выделяет и формулирует тему, идею и проблематику произведения;

- характеризует особенности композиции комедии;

- дает характеристику Хлестакову и городничему, раскрывает их отношения с другими персонажами комедии и выявляет авторскую позицию в их изображении;

- анализирует сцены, содержащие речевую характеристику действующих лиц;

- определяет роль изобразительно-выразительных средств в комедии;

- называет характерные черты комедии в "Ревизоре";

- приводит примеры сатиры и гротеска в комедии;

- высказывает личное отношение к проблемам, поднятым в произведении, аргументируя свою позицию примерами и цитатами из текста;

- приводит и комментирует приемы комического и трагического в пьесе, раскрывает смысл немой сцены;

- письменно характеризует одного из персонажей комедии (по выбору учащегося) и высказывает личное отношение к нему;

Межлитературные связи: Общие черты сатиры Н. В. Гоголя и М. Кропивницкого, И.К Карпенка-Карого. Г.Ф. Квитка-Основьяненко «Приезжий из столицы»

Живопись, фотоискусство. Портреты Н. В. Гоголя работы А. Венецианова, Ф Моллера. Ю. Коровин «Гоголь за работой». Иллюстрации П. Боклевского, Д. Кардовского, А. Константиновского, Ю. Коровина. Фотографии сцен театрального спектакля «Ревизор». Театр, кино. Постановки пьесы: БДТ им. Г. А. Товстоногова (реж. Г. Товстоногов, 1972), Московский театр Сатиры (реж. В. Плучек, 1982), Московский театр «Современник» (реж. В. Фокин, 1983), театр им. Маяковского (реж. С. Арцибашев, 2007), Национальный академический театр русской драмы им. Л.Украинки (реж. О. Никитин, 2000); х/ф «Ревизор» (реж. В. Петров, СССР, 1952), «Инкогнито из Петербурга» (реж. Л. Гайдай, СССР,1977) и др.

Биографические сведения из жизни Гоголя

34.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Сюжет. Особенности конфликта, основные стадии его развития. Своеобразие завязки, кульминации и развязки. Чтение писем в начале комедии и в финале как композиционный прием.

Теория литературы. Развитие понятий о драме как роде литературы, диалоге и монологе.

«Ромео и Джульетта» как драматическое произведение

35.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Страх как основа развития комедийного действия. Смысл названия и эпиграфа. Сила обличения социального зла в комедии. Теория литературы. Развитие понятий о диалоге и монологе, гиперболе.

36.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Городничий и чиновники. Образ типичного провинциального уездного города. Обобщенные образы чиновников. Сатирическая направленность комедии. Роль гиперболы и гротеска в ее художественном мире. Теория литературы. Развитие понятий о диалоге и монологе, гиперболе.

37.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Образ Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина. Средства создания характеров в комедии. Теория литературы. Понятия: сатира и гротеск.

38.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Смысл финала в произведении. Трагическое и комическое в пьесе.

Гоголь «Ночь перед Рождеством»

39.

Рр. Обучение сочинению-групповой характеристике героев по изученному произведению (письменно). Составление плана сочинения (под руководством учителя).

40.

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Нос», «Портрет».

41.

К/р. Комментирование отрывка из литературного произведения с выражением собственного отношения к изображаемому.

И. С. Тургенев (6 ч.), М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч.), Л. Н. Толстой (3 ч.)

42.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Порог», «Природа», «Воробей», «Голуби», «Памяти Ю.П. Вревской» (2 стихотворения по выбору учителя); «Ася».

Основные сведения о жизни и творчестве писателя.

- рассказывает об основных фактах из жизни и творчества писателя;

- раскрывает философский смысл - прочитанных произведений;

- анализирует лиризм стихотворений в прозе;

- определяет жанр прочитанных произведений;

- раскрывает сущность понятия стихотворение в прозе;

- выразительно читает наизусть стихотворение в прозе (одно по выбору ученика);

Живопись. Портреты И. С. Тургенева работы И. Репина, К. Маковского, В. Перова и др. Иллюстрации Д. Боровского, В. Зельдеса и др. Кино. Х/ф «Ася» (реж. И. Хейфиц, СССР, 1978). Скульптура. Памятники И. С. Тургеневу в Санкт-Петербурге (Россия, скульпт. Я. Нейман, В. Свешников), Орле (Россия, скульпт. Г. Бессарабский).

Тургенев «Муму»

43.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Порог», «Природа», «Воробей», «Голуби», «Памяти Ю.П. Вревской» (2 стихотворения по выбору учителя)

Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе». Красота и величие природы и человека как первоосновы бытия. Средства создания лирического героя. Теория литературы. Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре.

Лирика как жанр литературы

44.

И. С. Тургенев. «Ася».

Проблема счастья в повести «Ася». Автор и рассказчик. Теория литературы. Развитие понятий об эпосе, повести.

- знает содержание повести;

- сопоставляет, анализирует портреты, характеры героев, раскрывает мотивы их поступков;

- определяет своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на изображенные автором человеческие судьбы;

- выявляет авторское отношение к героям повести;

- устно составляет монологическое высказывание на тему: «Что за хамелеон эта девушка» (или другую на выбор учителя);

- рассуждает на тему: «Современны ли «тургеневские девушки?»;

45.

И. С. Тургенев. «Ася».

Образ «тургеневской девушки». Самобытный, обаятельный образ героини. Неправильность происхождения и воспитания «барышни-крестьянки».

46.

И. С. Тургенев. «Ася».

Естественное стихийное чувство Аси и Н.Н., его грустная судьба в мире социальных, культурных, психологических барьеров, воздвигнутых обществом. Теория литературы. Развитие понятий о художественной детали и её роли в характеристике героя.

47.

И. С. Тургенев. «Ася».

Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.

48.

Рр. Обучение написанию эссе по самостоятельно прочитанному произведению.

49.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве», «Пропала совесть», «Либерал» (2 сказки на выбор учителя)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя-сатирика. «Сказки для детей изрядного возраста» как итоговое произведение Салтыкова-Щедрина.

Развитие образов и идей народных сказок и новые приемы социальной сатиры. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки.

- освещает краткие сведения о жизни и творчестве писателя;

- раскрывает жанровые особенности сказок Салтыкова-Щедрина;

- знает содержание изучаемых сказок;

- раскрывает основную социально-нравственную проблематику сказок;

- анализирует текст, содержащий приемы сатирического изображения;

- определяет основные приемы создания характера персонажа;

- объясняет смысл финала одной из сказок;

- комментирует роль аллегории и фантастики в сказках;

Живопись. Портреты М.Е.Салтыкова-Щедрина работы И. Крамского, Н. Ге, Н. Ярошенко, Кукрыниксов и др. Иллюстрации Е. Рачёва, Кукрыниксов, Н. Муратова, М. Центиловича и др. художников к сказкам. Театр, мультипликация. Чтение сказок Салтыкова-Щедрина в исполнении Е. Весника. М/ф «Премудрый пискарь» (реж. В. Караваев, СССР, 1979), «Как один мужик двух генералов прокормил» (реж. И. Иванов-Вано, В. Данилевич, СССР, 1965). Скульптура. Памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину в России (Тверь, скульпт. О. Комов).

Народная сказка

50.

Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Аллегория и фантастика в сказках.

Теория литературы. Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»

51.

Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин «Коняга», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Соседи», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла», «Кисель».

52.

Л. Н. Толстой. «После бала»

Основные сведения о жизни и творчестве писателя. Реальная основа рассказа «После бала» — казанский эпизод из жизни брата писателя С. Н. Толстого.

- знает содержание произведения;

- комментирует сцены бала и экзекуции, раскрывая авторское отношение к изображаемому;

- характеризует образ полковника, обращая внимание на его поведение на балу и на плацу, дает собственную оценку;

- определяет роль изобразительно-выразительных средств языка и художественных деталей в рассказе;

- объясняет роль антитезы в построении рассказа;

Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты Л. Н. Толстого работы И. Крамского, И. Репина, М. Нестерова, Н. Ге. Скульптура. Памятник Л. Н. Толстому в Москве (скульпт. Г. Новокрещёнова).

Л. Толстой «Детство»

53.

Л. Н. Толстой. «После бала»

Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности.

Пушкин «Капитанская дочка»

54.

Л. Н. Толстой. «После бала»

Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Смысл названия рассказа.

Теория литературы. Контраст и антитеза.

55.

Рр. Обучение написанию рецензии на литературное произведение, кинофильм, телепередачу (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям) (письменно.)

56.

К/р. Развернутый ответ на вопрос.

ПРОБЛЕМЫ, ВОЛНУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА МЫСЛЯЩЕГО В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ СТОЛЕТИЯ

Максим Горький, (2 ч.), Антуан де Сент-Экзюпери (4 ч.), А. Н. и Б. Н. Стругацкие (4 ч.)

57.

Максим Горький (А. М. Пешков) «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» (1 произведение на выбор учителя).

Основные сведения о жизни и творчестве писателя.

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в произведении.

- знает основные факты жизни и творчества писателя;

- выразительно читает и комментирует прочитанный рассказ;

- формулирует проблемы, поднятые в рассказе;

- раскрывает роль пейзажных и портретных зарисовок в рассказе;

- комментирует особенности повествования в рассказе;

- характеризует основных персонажей рассказа;

- пишет сочинение-рассуждение по одному из афоризмов Горького («Вот что может сделать Бог с человеком за гордость», «В жизни всегда есть место подвигам» и т.д.)

Живопись. Портреты М. Горького работы художников В. Серова, Н. Андреева, М. Бегаса и др. Иллюстрации В. Макеева, П. Пинкисевича, Б. Дехтерева, М. Кузьмичёва и др. художников к рассказам. Кино, мультипликация. Х/ф «Табор уходит в небо» (реж. Э. Лотяну, СССР, 1976), м/ф «Легенда о пламенном сердце» (реж. И. Гурвич, СССР, 1967). Скульптура. Памятники Максиму Горькому в России (Москва, скульпт. В. Мухина), в Украине (Ялта (скульпт. И. Гончар), Одесса (скульпт. А. Князик), Днепр (скульпт. Н. Красотин) и др.

58.

«Старуха Изергиль», «Макар Чудра» (1 произведение на выбор учителя).

Особенности повествования. Роль пейзажных и портретных зарисовок в рассказе. Афористичность языка. Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете.

Поэзия Лермонтова

59.

Внеклассное чтение. Максим Горький. «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе».

60.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Основные сведения о жизни и творчестве французского писателя.

Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказки. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Теория литературы. Понятия о сказке-притче.

- рассказывает об основных фактах творческой биографии писателя;

- раскрывает гуманистический и аллегорический смысл прочитанного, высказывая собственные суждения;

- используя текст произведения, размышляет над проблемой персональной ответственности за поступок;

- анализирует проблематику сказки;

-составляет цитатную характеристику Маленького принца;

- характеризует образ Маленького принца и других героев произведения;

- объясняет значение символов сказки;

- выбирает один из понравившихся афоризмов и письменно объясняет его смысл и актуальность;

- раскрывает сущность понятий сказка-притча, подтекст;

- аргументирует жанровую принадлежность произведения;

- раскрывает тему "Подтекст в произведении А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц";

Межлитературные связи. Д. Павлычко «Антуан де Сент-Екзюпери». Библейские притчи. Борис Харчук. “Планетник”

Межпредметные связи: русский, украинский язык (афоризмы)

Живопись. Рисунки автора к сказке. Иллюстрации Т. Казмирук, Ким Мин Джи и др. Музыка. Песни: «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева, исп. Е. Камбурова), «Маленький принц» (сл., муз., исп. А. Дольского). Мюзикл «Маленький принц» (комп. Р. Коччанте, Франция, 2002) и др. Кино, мультипликация. Х/ф «Маленький принц» (реж. А. Жебрюнас, СССР, 1966), м/с «Приключения Маленького принца» (реж. Т. Канда и Ё. Ясухико, Япония, 1978-1979) и др. Скульптура. Памятник Экзюпери и маленькому принцу в Лионе (Франция, скульпт. К. Гийобе). Памятник маленькому принцу в Киеве на Пейзажной аллее (скульпт. К. Скретуцкий, Памятник «Размышление о маленьком принце» в Санкт-Петербурге (Россия, скульпт. А. Аветисян) и др.

61.

«Маленький принц»

Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире.

62.

«Маленький принц»

Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Теория литературы. Понятия о подтексте. Развитие понятия о символе.

63.

«Маленький принц»

Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца. Теория литературы. Развитие понятия о символе.

64.

Рр. Устное и сочинение «Детский взгляд на взрослую жизнь»

65.

К/р. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

66.

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть Богом»

Краткие сведения о жизни и творчестве авторов.

История и современность в романе. Теория литературы. Развитие понятия о романе.

- знает содержание прочитанного произведения;

- характеризует центральные образы романа;

- объясняет, что такое «прогрессорство» и высказывает свое отношение к этому явлению;

- раскрывает символический смысл названия романа;

- готовит устное монологическое высказывание на тему «Трудно быть Богом, а Человеком легко?».

Живопись. Иллюстрации В. Любарова, А. Спивака, В. Харламова. Музыка. Песня «Трудно быть Богом» (сл. и муз. А. Ковалёва, исп. группа «Пилигрим»). Кино. Х/ф «Трудно быть Богом» (реж. П. Фляйшман, Германия – СССР – Франция – Швейцария, 1989).

Рассказы Бредбери

67.

«Трудно быть Богом»

Роль представителя процветающей гуманной цивилизации в мрачном жестоком средневековье. Образ Антона – Руматы, человека неравнодушного, искреннего, сострадающего.

68

«Трудно быть Богом»

Идея «прогрессорства» и ответственности за совершаемые поступки в произведении.

69

«Трудно быть Богом»

Социально-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа.

70

Обобщение изученного. Итоговый урок. // Список литературы на 9 класс.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Календарне планування створено на підставі програми «Література (російська та зарубіжна). Інтегрований курс: Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. 5- 9 класи (зі змінами).Воно спрямоване на дотримання обов’язкового рівня літературної підготовки учнів. Планування враховує аксіологічну, літературознавчу та культурологічну освітні лінії, контекст вивчення художнього твору, розвиток творчої діяльності та мови учнів.
  • Додано
    14.08.2018
  • Розділ
    Зарубіжна література
  • Клас
    8 Клас
  • Тип
    Інші методичні матеріали
  • Переглядів
    313
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    4
  • Номер матеріала
    DX570760
  • Вподобань
    0
Курс:«Стратегії профілактики та вчасного реагування на прояви суїцидальної поведінки неповнолітніх»
Мельничук Вікторія Олексіївна
36 години
1400 грн
590 грн

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти

«Методичний
тиждень 2.0»
Головний приз 500грн
Взяти участь