і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
! В а ж л и в о
Предмети »

Календарные планы по интегрированному курсу «Литература». 7 класс

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Календарные планы по литературе. 7 класс

Литература (70 часов)

(2 часа в неделю)

Календарное планирование создано на основе программы «Література (російська та світова). Програма: 5- 9 класи для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою» (зі змінами). (Программу подготовили: Исаева Е.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы НПУ им. М.П.Драгоманова (руководитель авторского коллектива); Клименко Ж.В., доктор педагогических наук, профессор НПУ им. М.П.Драгоманова; Корниенко О.А., доктор филологических наук, профессор НПУ им. М.П.Драгоманова; Мельник А.О., кандидат педагогических наук, доцент НПУ им. М.П.Драгоманова; Храброва В.Е., кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета Севастопольского гуманитарного университета; Мухин В.А., учитель русского языка и литературы, зам. директора НВК «Интеллект» г. Одессы; Данилова И.Н., учитель русского языка и литературы, зам. директора НВК «СОШ №1 – лицей «Спектр» г. Торез Донецкой области.)

Планирование нацелено на выполнение обязательного уровня литературной подготовки учащихся, учитывает аксиологическую, литературоведческую и культурологическую образовательные линии, представленные в программе, контекст изучения литературного произведения, развитие художественно-творческих потребностей учащихся.

1 семестр (32 часа)

Тематические блоки – 3

Развитие речи – 3

Внеклассное чтение – 3

2 семестр (38 часов)

Тематические блоки – 3

Развитие речи – 5

Внеклассное чтение – 4

№ п/п

Тема урока

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Межлитературные связи

Межпредметные связи

Взаимодействие

искусств

Повторение

Дата

проведения

Примечание

1 СЕМЕСТР

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3 ч.) БАЛЛАДА В ЛИТЕРАТУРЕ 4ч.)

1.

Человек – главный объект изображения художественной литературы. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Переводная литература как окно в мир других народов.

Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе, оригинале и переводе.

Учащийся/учащаяся:

  • обосновывает тезис «человек – главный объект изображения художественной литературы»;

  • раскрывает значение личности автора, его миропонимания и отношения к изображаемым героям в художественном произведении;

  • аргументированно высказывает мысль о значении переводной литературы как источника познания культуры

2.

Русские былины. «Илья Муромец и Соловей. Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. Главные герои русских былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Бескорыстное служение героев родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства.

Героическое содержание и патриотический смысл былины. Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе.

  • рассказывает о возникновении и бытовании былин, об особенностях их исполнения;

  • объясняет, как в былинном эпосе отразились народные представления о человеке и смысле его жизни;

  • называет главных героев русских былин;

  • раскрывает идейно-тематическое содержание былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Вольга и Микула Селянинович»;

  • выразительно читает былину;

  • характеризует главных героев былины, даёт им собственную оценку;

  • пересказывает близко к тесту отрывок, повествующий о единоборстве Ильи Муромца и Соловья Разбойника;

  • объясняет, в чём сущность подвига Микулы Селяниновича, определяет отношение народа-сказителя к главному герою былины;

  • составляет цитатный план былины и пересказывает произведение близко к тексту на основе составленного плана;

  • находит в тексте былины детальные описания, гиперболы, постоянные эпитеты, повторы объясняет их роль в произведении;

  • определяет исторические факты и вымысел в былине, объясняет их значение;

  • выявляет общее и различное в русских былинах и украинских думах;

  • высказывает своё мнение о популярности образа Ильи Муромца;

  • сравнивает интерпретации образов былинных богатырей (Ильи Муромца, Микулы Селяниновича) в различных видах искусства, передаёт собственное впечатление от восприятия произведений;

  • раскрывает понятия былина, былинный стих, гипербола, постоянные эпитеты. Приводит примеры, объясняет их значение;

Межлитературные связи. Русские былины и украинские думы.

Межпредметные связи. Русский язык. Архаизмы. История. Исторический прототип образа Ильи Муромца.

Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. В. Васнецов «Богатыри». И. Репин «Садко», К. Васильев «Вольга», «Вольга и Микула», «Садко и Владыка морской». Иллюстрации И. Билибина, гравюра Е. Кибрика, декоративные панно М. Врубеля и Н. Рериха.

Музыка. А. Бородин «Богатырская симфония». Р. Глиэр. Симфония №3 «Илья Муромец», В. Серова.

Опера «Илья Муромец». Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко». Кино, мультипликация. Х/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (реж. А. Птушко), «Садко» (реж. А. Птушко), м/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (реж. В. Торопчин). Скульптура. Памятник Илье Муромцу в России (Муром, скульпт. В. Клыков).

Русские народные сказки

3.

Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Гиперболизм в изображении героев и событий, роль повторов и постоянных эпитетов, особенности языка былины. Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет).

Былины в изобразительном искусстве.

Композиция художественного произведения

4.

«Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине. Эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Роль детальных описаний, постоянных эпитетов и гипербол в былине. Теория литературы. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет).

Пословицы

Поговорки

5.

Рр. Работа по картине В. М. Васнецова «Три богатыря».

6.

Внеклассное чтение. Фольклор народов мира. (Из «Повести временных лет» («Сказание о кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам», «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив»), «Повесть о Горе-Злочастии». Из героического эпоса народов мира: «Песнь о Роланде», «Давид Сасунский», «Калевала»).

7.

В. А. Жуковский «Светлана». Краткие сведения о поэте. В. А. Жуковский и Т. Г. Шевченко.

Фантастическое и реальное в балладе. Изображение народных традиций и обычаев.

  • рассказывает о поэте, раскрывая его роль в судьбе Т. Г. Шевченко;

  • выразительно читает балладу;

  • анализирует изображение народных традиций в произведении;

  • характеризует главную героиню, раскрывает отношение автора к Светлане;

  • определяет и объясняет роль пейзажных описаний и фольклорных элементов в балладе;

  • сравнивает интерпретации образа Светланы в живописи и музыке, передаёт собственное впечатление от восприятия произведений искусства;

  • раскрывает сущность понятия баллада;

Живопись. Портреты В. А. Жуковского работы П. Соколова, К. Брюллова; А. Венецианова «Гадание на суженого». К. Маковский «Святочные гадания». К. Васильев «Гадание». А. Новоскольцев «Светлана». К. Брюллов «Гадающая Светлана». Музыка. А. Варламов. Баллада «Раз в крещенский вечерок…».

8.

Тема любви в балладе. Отношение автора к Светлане. Роль пейзажных зарисовок в развитии сюжета произведения. Фольклорные элементы в балладе. Теория литературы. Понятие о балладе.

Язык художественного произведения

9.

И. К. Ф. фон ШИЛЛЕР. «Перчатка» (в переводе В. А. Жуковского или М. Ю. Лермонтова)

Краткие сведения о поэте.

Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы.

Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования. Теория литературы. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе.

  • рассказывает о поэте;

  • раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие баллады;

  • выразительно читает балладу, характеризует главные образы, выражает собственное отношение к прочитанному;

Межпредметные связи. История. Рыцарская культура эпохи средневековья.

Живопись. Портрет Ф. Шиллера работы А. Графа.

Скульптура. Памятник Ф. Шиллеру в Германии (Берлин, скульпт. Р. Бегас).

Язык художественного произведения

10.

Адам Мицкевич. «Свитязь». Краткие сведения о поэте. А. Мицкевич и Украина.

Прославление патриотизма в балладе. Фантастические элементы в произведении. Особенности композиции и сюжета. Роль пейзажа. Теория литературы. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе.

  • рассказывает о поэте;

  • выразительно читает балладу;

  • раскрывает идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие произведения;

  • аргументирует тезис о связи баллады с фольклором;

  • сравнивает народную легенду об озере Свитязь с балладой А. Мицкевича;

Межпредметные связи. География. Сведения об озере Свитязь.

Живопись. Портрет А. Мицкевича работы И. Шмеллера, картина Ю. Фалата «Свитязь».

Скульптура. Памятники А. Мицкевичу в Украине (Львов, скульпт.  А. Сулима Попель; Одесса, скульпт.  А. Князик), Польше (Варшава, скульпт. Ц. Годебский) и др. Мультипликация. М/ф «Затерянный город Свитязь» (реж. К. Полак).

Баллада как жанр литературы

10.

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Краткие сведения о писателе. Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям. Фольклорные элементы в произведении. Теория литературы. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе.

  • рассказывает о писателе;

  • выразительно читает балладу;

  • раскрывает идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие баллады;

  • характеризирует образы последних пиктов, выражая собственное отношение к прочитанному;

  • объясняет понятие баллада;

на примере одного из прочитанных произведений доказывает его принадлежность к жанру баллады;

Межпредметные связи. География. Сведения о Шотландии, острове Самоа в Тихом океане.

Живопись. Портрет Р. Л. Стивенсона работы Д. Сарджента, иллюстрации А. Харшака к балладе.

Мультипликация. М/ф «Вересковый мёд» (реж. И. Гурвич).

Баллада как жанр литературы

11.

Внеклассное чтение. Й. В. Гете «Лесной царь», Р. Бернс «Джон Ячменное зерно»; Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

12.

К/р. Тестирование.

К/р. Развёрнутый ответ на вопрос.

ИЗ ЗОЛОТОГО ФОНДА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А. С. Пушкин (6 ч.) М. Ю. Лермонтов (7 ч.)

13.

А. С. Пушкин. «Узник», «Птичка», «Если жизнь тебя обманет…», «Цветок». Из «Повестей Белкина» («Метель» или «Барышня-крестьянка», или «Станционный смотритель»)

Годы становления А. С. Пушкина как поэта. Вольнолюбивый дух поэзии вчерашнего лицеиста. Взаимоотношения поэта и власти. Южная ссылка. А. С. Пушкин и Украина.

  • рассказывает об А. С. Пушкине, используя ранее полученные знания;

  • раскрывает вольнолюбивый характер стихотворений А. С. Пушкина;

  • выразительно читает стихотворения;

  • называет и отмечает роль изобразительно-выразительных средств поэтического языка;

  • выразительно читает наизусть одно стихотворение (по выбору);

Живопись. Портрет А. С. Пушкина работы В. Тропинина; иллюстрации М. Добужинского, Д. Шмаринова, В. Милашевского. Музыка. Песни на слова А. С. Пушкина: «Узник», «Если жизнь тебя обманет…» (муз. А. Алябьева, исп. А. Ведерников). Г. Свиридов. Вальс «Метель».

Кино. Д/ф «Живой Пушкин. Ч.2.» (реж. В. Сторожева, ведущий Л. Парфёнов), х/ф «Метель» (реж. В. Басов), «Станционный смотритель» (реж. С. Соловьев), «Барышня-крестьянка» (реж. А. Сахаров). Скульптура. Памятники А. С. Пушкину в Украине (Киев, скульпт. А. Ковалёв; Одесса, скульпт. Ж. Полонская; Каменка, скульпт. В. Шатух), бюст в Молдавии (Кишинёв, скульпт. А. Опекушин).

14.

«Узник», «Птичка». Вольнолюбивый характер стихотворений. Изображение в них стремления к свободе. Метафорический смысл названия стихотворения «Узник».

15.

«Если жизнь тебя обманет…», «Цветок». Размышление о человеческой жизни, счастье, любви, оптимизме. Теория литературы. Развитие понятий о рифме, строфе, двухсложных размерах.

Тема, главная мысль, лирический герой

16.

«Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Теория литературы. Понятие о композиции произведения.

  • характеризует главных персонажей повести «Станционный смотритель»;

  • анализирует драматизм судьбы героини, привлекая библейскую притчу о блудном сыне;

Межлитературные связи. Библейская легенда о блудном сыне.

Повесть как жанр литературы

17.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» в повести.

18.

«Станционный смотритель». Драматизм судьбы героини. Гуманизм повести. Теория литературы. Понятие о композиции произведения.

16.

«Метель». Жизненная основа повести. Особенности композиции. Теория литературы. Понятие о композиции произведения.

  • знает содержание повести «Метель», раскрывает её жизненную основу;

  • объясняет сущность понятия композиция художественного произведения;

  • отмечает особенности композиции произведения;

  • выборочно пересказывает текст, объясняя роль пейзажа;

17.

Особенности композиции. Интрига в развязке любовной истории.

18.

Роль пейзажа. Отношение к браку героев повести. Теория литературы. Понятие о композиции произведения.

16.

«Барышня-крестьянка».

Неожиданный случай и закономерность, маскарадность и театральная игра как основа сюжета повести. Теория литературы. Понятие о композиции произведения.

  • раскрывает особенности сюжета повести «Барышня-крестьянка»;

  • составляет план индивидуальной характеристики Лизы Муромской;

  • дает собственную оценку прочитанному произведению;

  • называет и раскрывает особенности пушкинской прозы;

приводит примеры интерпретаций пушкинских произведений в других видах искусства, сравнивает их и передаёт свои впечатления от восприятия;

17.

Активность главной героини, её живой ум, мечтательность, талант и своеволие. Мастерство автора в создании характера.

18.

Особенности пушкинской прозы: лиризм, динамизм, поэтичность языка. Теория литературы. Понятие о композиции произведения.

19.

Рр. Изложение с элементами рассуждения.

20.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин из «Повестей Белкина» (1-2 повести), «Дубровский».

21.

М. Ю. Лермонтов. Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

«Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Кавказ – колыбель поэзии М. Лермонтова. Восхищение красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов.

  • рассказывает о М. Лермонтове, используя ранее полученные знания;

  • выразительно читает стихотворение;

  • приводит примеры и отмечает роль изобразительно-выразитель-ных средств (эпитеты и метафоры), повторов;

Межлитературные связи. Библейский контекст эпиграфа. Вольнолюбивые мотивы в лирике украинских поэтов (Т. Шевченко, Леся Украинка, И. Франко).

Межпредметные связи.

История. Военные действия Российской империи, связанные с присоединением Северного Кавказа (ХVIII-ХІХ ст.).

Живопись. Портрет М. Ю. Лермонтова работы П. Заболоцкого, Ф. Будкина. Рисунки М. Ю. Лермонтова на кавказскую тему («Воспоминания о Кавказе», «Крестовый перевал», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета» и др.), иллюстрации к поэме Л. Пастернака, Ф. Константинова, И. Тоидзе, М. Орловой-Мочаловой и др. Театр, кино, телевидение. Фильм-балет «Мцыри» (реж. З. Какабадзе, М. Лавровский), лермонтовские моноспектакли И. Андронникова. Скульптура. Архитектурный комплекс, посвящённый М. Ю. Лермонтову в Москве: памятник и декоративная ограда (скульпт. И. Бродский).

Язык художественного произведения

22.

«Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. Особенности композиции поэмы.

  • выражает собственное впечатление от прочитанной поэмы;

  • устно словесно рисует отдельные образы и картины поэмы;

  • характеризует образ Мцыри, мотивируя поступки главного героя;

  • объясняет главную мысль произведения, привлекая библейский контекст эпиграфа;

  • раскрывает особенности композиции поэмы, отмечая её кульминационные сцены;

  • объясняет понятия поэма, лирический монолог;

  • находит в тексте и выразительно читает лирические монологи, объясняет их значение;

  • аргументирует диалогичность исповеди Мцыри;

  • анализирует пейзаж в поэме, определяет, с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор создаёт картины кавказской природы;

  • сравнивает иллюстрации художников к поэме с собственным представлением;

  • сопоставляет вольнолюбивые мотивы в лирике Лермонтова и украинских поэтов;

Поэзия Лермонтова

23.

Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми. Значение эпиграфа поэмы в раскрытии главной мысли произведения.

24.

Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя.

25.

Картины кавказской природы в произведении. Художественное богатство поэмы.

26.

Диалогичность исповеди-монолога Мцыри. Художественное богатство поэмы. Теория литературы. Понятия о поэме, лирическом монологе.

27.

Рр. Обучение ведению диалога в процессе обсуждения проблемного задания (на материале поэмы М. Лермонтова «Мцыри».)

28.

К/р. Анкета литературного героя

Н. В. Гоголь (6 ч.)

29.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (главы из повести).

Развитие литературного таланта писателя. Н. В. Гоголь и Украина. Украинский колорит сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».

Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть).

  • рассказывает о писателе, привлекая ранее полученные знания;

  • освещает связь Н. В. Гоголя с Украиной;

  • знает содержание прочитанных глав повести;

  • раскрывает идейно-тематическую сущность и проблематику повести;

  • отмечает воплощенные в образе Запорожской Сечи мечты писателя о вольной жизни, основанной на равноправии и братстве;

  • объясняет роль пейзажа и значение массовых сцен в повести;

  • раскрывает художественное мастерство и особенности гоголевской прозы;

Межпредметные связи. Украинский язык. Украинская лексика в повести. История. Запорожская Сечь (XVI в.).

Живопись. Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера. И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Запорожский полковник». А. Монастырский «Запорожец». С. Васильковский «Сторожа Запорожских вольностей». А. Лях «Полковничья думка», «Вольница» и др., иллюстрации Е. Кибрика, А. Бубнова, М. Дергуса, А. Герасимова, Д. Шмаринова, В. Ерко к повести. Музыка, балет. Н. Лысенко. Опера «Тарас Бульба». В. Соловьёв-Седой. Балет «Тарас Бульба». А. Майборода. Вокально-инстр. поэма «Запорожцы».

Биографич. сведения из жизни Гоголя

Повесть как жанр эпической литературы

30.

Связь повести с фольклорным эпосом. Картины украинской природы.

Межлитературные связи. Украинские народные песни и думы. Иван Франко «Захар Беркут», И. Нечуй-Левицкий «Запорожці».

Гоголь «Ночь перед рождеством»

31.

Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства.

Былина, баллада

32.

Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение.

2 семестр

33.

Противопоставление жизненного выбора в судьбах сыновей Тараса. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев.

  • знает содержание прочитанных глав повести;

  • комментирует тезис «Тарас Бульба – характер, рождённый временем»;

  • составляет план сравнительной характеристики персонажей (Остапа и Андрия);

  • раскрывает художественное мастерство и особенности гоголевской прозы;

  • выразительно читает наизусть отрывок из повести;

  • отмечает характерные особенности героической повести на примере произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;

  • называет и приводит примеры средств раскрытия образа Тараса Бульбы;

  • называет произведения различных видов искусства, созданных по мотивам повести «Тарас Бульба», комментирует их и делится собственными впечатлениями от восприятия;

  • размышляет о популярности повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;

  • сравнивает изображение исторического прошлого Украины и поэтизацию народного подвига в произведениях Н. Гоголя, И. Франко, отмечает общие и отличительные черты;

Межлитературные связи. Украинские народные песни и думы. Иван Франко «Захар Беркут», И. Нечуй-Левицкий «Запорожці».

Кино. Х/ф «Тарас Бульба» (реж. В. Бортко).

Скульптура. Памятники Н. В. Гоголю в Украине (Нежин, скульпт. П. Забила; Полтава скульпт. Л. Позен); памятник Тарасу Бульбе на острове Хортица (Украина), скульпт. С. Канишев).

34.

Рр. Обучение устной словесной характеристике литературных героев. Составление плана сравнительной характеристики (под руководством учителя).

35.

Героический характер Тараса Бульбы. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Особенности гоголевской прозы. Теория литературы. Развитие понятий о характере литературного героя.

36.

Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Бежин луг»

37.

К/р. Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

РАССКАЗ И НОВЕЛЛА

А. П. Чехов (4 ч.) О. Генри (3 ч.) А. К. Дойл (3 ч.) Дж. Олдридж (4 ч.)

38.

А. П. Чехов. «Хамелеон», «Толстый и Тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник», (1-2 рассказа по выбору учителя)

Краткие сведения об авторе. А. П. Чехов и Украина.

«Смерть чиновника». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Смерть чиновника». Диалоги и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей.

  • рассказывает о писателе;

  • знает содержание прочитанных рассказов;

  • выразительно читает в лицах и комментирует диалоги;

  • характеризует главных героев;

  • определяет роль художественной детали;

  • называет и раскрывает средства создания комического в прочитанных рассказах;

  • объясняет смысл названия произведений;

  • определяет художественные особенности рассказов А. П. Чехова;

  • аргументирует принадлежность изучаемого произведения к жанру рассказа;

  • раскрывает понятия антитеза и художественная деталь;

  • высказывает своё мнение об актуальности рассказов Чехова в наши дни;

Живопись. Портрет А. П. Чехова работы И. Браза. Иллюстрации С. Герасимова, Н. Вышеславцева, С. Алимова, А. Базилевича, Б. Калаушина, Кукрыниксов и др. Телевидение, мультипликация. Чтение рассказов А. П. Чехова в исполнении И. Андронникова; м/ф «Человек в пенсне» (реж. П. Сухих), «Очумелов» (реж. А. Дёмин). Скульптура. Памятники А. П. Чехову в России (Таганрог, скульпт. И. Рукавишников; Звенигород скульпт. В. Курочкин), в Украине (Ялта, скульпт. Г.Мотовилов).

39.

«Толстый и Тонкий». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. Диалоги и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Теория литературы. Понятия об антитезе и художественной детали.

Пушкин «Станционный смотритель

40.

Рр. Чтение и комментирование приема речевой характеристики героев.

41.

«Хамелеон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. Диалоги и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей.

42.

«Хамелеон». «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон». Диалоги и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Художественные особенности рассказов А. П. Чехова. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе

43.

О. Генри. «Дары волхвов» или «Последний листок» (по выбору учителя). Краткие сведения о писателе.

Мир большого города и судьба маленького человека в нём.

  • рассказывает о писателе;

  • знает содержание изучаемой новеллы, высказывает своё впечатление от прочитанного;

  • на материале одной из новелл раскрывает мир большого города и судьбу маленького человека в нем;

  • формулирует главную мысль прочитанного произведения;

  • привлекает библейские легенды для комментирования подтекста произведений (о рождении Иисуса Христа – новелла «Дары волхвов»), (история Моисея – новелла «Последний листок»);

  • выразительно читает в лицах диалоги;

  • готовит выборочный пересказ новеллы с выражением собственного отношения к герою;

  • рассуждает о необходимости и значении самопожертвования в жизни человека;

  • составляет устный отзыв о самостоятельно просмотренном кинофильме по мотивам новелл ОГенри;

раскрывает сущность понятия новелла, на примере прочитанного произведения доказывает его принадлежность к новелле;

Межлитературные связи. Библейская легенды о рождении Иисуса Христа, библейские образы (Далила, царица Савская, царь Соломон, волхвы, Моисей).

Живопись. П. Брейгель Старший, Ф. Анджелико, С. Ботичелли «Поклонение волхвов». Иллюстрации П. Дж. Линча. Кино. Х/ф «Великий утешитель» (реж. Л. Кулешов), «Не буду гангстером, дорогая» (реж. А. Пуйпа).

Скульптура. Скульптурная композиция, посвящённая О. Генри в США (Гринсборо, скульпт. М. Дж. Кирби-Смит).

Поэзия Бернса, Стивенсона

44.

Романтика и сила любви («Дары волхвов»), милосердие и самоотверженность («Последний листок»). Способность к самопожертвованию ради близкого человека как отличительная черта героев (Делла, Джим, Бергман).

45.

Смысл названия и гуманизм новелл О. Генри. Особенности художественного мастерства писателя. Теория литературы. Понятие о новелле.

Рассказы Чехова

46.

Рр. Обучение выборочному изложению с выражением собственного отношения к герою (устно).

47.

Внеклассное чтение. О. Генри. «Вождь краснокожих».

48.

К/р. Тестирование.

49.

А. К. Дойл. «Голубой карбункул» или «Пёстрая лента» (по выбору учителя). Краткие сведения о писателе.

Цикл рассказов о Шерлоке Холмсе – классика детективного жанра. Событийность, увлекательная тематика, интригующий сюжет, неординарность главных героев, неисчерпаемый полёт творческой мысли автора. Теория литературы. Детективная литература. Цикл произведений. Развитие понятия о рассказе (детективный рассказ).

  • рассказывает о писателе;

  • раскрывает значение творчества А. К. Дойла в развитии детективного жанра;

  • знает содержание прочитанного рассказа;

  • характеризует образ Шерлока Холмса;

  • составляет сложный план сравнительной характеристики образов Шерлока Холмса и доктора Ватсона;

  • готовит устное сочинение-рассуждение о причинах популярности рассказов о Шерлоке Холмсе;

  • объясняет понятия детективная литература, цикл произведений;

  • аргументирует принадлежность рассказов о Шерлоке Холмсе к детективной литературе;

  • готовит устный отзыв о самостоятельно просмотренном кинофильме по мотивам рассказов о Шерлоке Холмсе;

Межлитературные связи. Шерлокиана в мировой литературе. Эллери Куин «Этюд о страхе», С Кинг «Расследование доктора Уотсона», Б. Акунин «Узница башни, или краткий, но прекрасный путь трёх мудрых», С. Лукьяненко «Остров Русь», М. Трушин и В. Петрин «Озарения Шерлока Холмса» и др.

Живопись. Иллюстрации С. Пэджета, Ф. Д. Стила, Л. Козлова. Кино. Х/ф «Голубой карбункул» (реж. Н. Лукьянов), «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (серия «Знакомство», реж. И. Масленников), «Шерлок Холмс» (реж. Г. Ричи). Скульптура. Памятники Шерлоку Холмсу в Шотландии (Эдинбург, скульпт. Дж. Лэнг), Англии (Лондон, скульпт. Дж. Даблдей), Швейцарии (Мейринген, скульпт. Дж. Даблдей); памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в России (Москва, скульпт. А. Орлов).

Новеллы О.Генри

50.

Образы Шерлока Холмса и доктора Ватсона (общее и различное). Профессионализм, наблюдательность, справедливость, мужество, верность идеалам добра и чести, способность прийти на помощь в трудную минуту – отличительные качества Ш. Холмса.

51.

Особенности композиции рассказов. Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе (детективный рассказ).

52.

Дж. Олдридж. «Последний дюйм». Краткие сведения о писателе.

Тема мужества человека, способного подчинить себе обстоятельства. Проблема становления человеческой личности, взаимоотношения отцов и детей.

  • рассказывает о писателе;

  • знает содержание рассказа, формулирует его главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному;

  • называет и раскрывает основные проблемы произведения;

  • анализирует сложившуюся драматическую ситуацию как средство раскрытия характеров героев;

  • отмечает художественное мастерство писателя в создании портретных характеристик, внутренних монологов, пейзажей;

  • объясняет символику названия рассказа;

  • сравнивает отдельные эпизоды рассказа с их киноверсией, высказывает собственное мнение о просмотренном фильме;

Кино. Х/ф «Последний дюйм» (реж. Т. Вульфович).

53.

Социальный конфликт и психологизм рассказа.

54.

Драматическая ситуация как средство раскрытия характеров героев. Художественное мастерство писателя.

55.

Роль портретных характеристик, внутренних монологов, пейзажа в раскрытии душевного состояния героев. Символика названия рассказа.

56.

Рр. Обучение выборочному изложению с выражением собственного отношения к герою (устно).

57.

Внеклассное чтение. Э. По. «Золотой жук».

58.

К/р. Ответ на проблемный вопрос.

ФАНТАСТИКА И РОМАНТИКА (6 ч.)

А. Грин (5 ч.) Айзек Азимов // Дэвид Амонд (3 ч.)

59.

А. Грин. «Алые паруса». Краткие сведения об авторе. Александр Грин и Украина.

Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведения Александра Грина. Теория литературы. Понятие о символе.

  • рассказывает о писателе;

  • знает содержание повести, пересказывает близко к тексту её отдельные эпизоды;

  • характеризует героев, объясняя мотивы их поступков и поведения;

  • раскрывает сущность понятия символ, приводит примеры.

  • объясняет смысл названия произведения;

  • определяет способы изображения характера в произведении;

  • называет произведения различных видов искусств, созданные по мотивам сказочной повести «Алые паруса», комментирует их и делится собственными впечатлениями от восприятия;

  • высказывает своё мнение о популярности повести-сказки Александра Грина «Алые паруса»;

Живопись. Портрет Александра Грина работы С. Бродского, иллюстрации С. Бродского, А. Хрящевского, Н. Рушевой.

Музыка. А. Богословский. Опера-феерия «Алые паруса». В. Лесовская. Мюзикл-сказка «Алые паруса», М. Дунаевский. Музыкальная феерия «Алые паруса» и др.

Кино. Х/ф «Алые паруса» (реж. А. Птушко), т/ф «Ассоль» (реж. Б. Степанцев).

Миф, сказка как жанр литературы

60.

Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса».

61.

Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа

Литературная сказка

62.

Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.

63.

Язык, стиль, символика названия произведения. Теория литературы. Развитие понятия о повести (повесть-сказка).

64.

Рр. Сочинение-рассуждение.

65.

Айзек Азимов «Профессия» или Дэвид Амонд «Скеллиг»

Айзек Азимов. «Профессия». Краткие сведения о писателе.

Взгляд писателя-фантаста на школу будущего. Теория литературы. Понятие о научно-фантастической литературе.

  • рассказывает о писателе;

  • знает содержание рассказа, даёт оценку созданной писателем-фантастом модели цивилизации будущего;

  • характеризует образ Джорджа;

  • готовит устное сочинение-рассуждение «Научная фантастика – окно в будущее»;

  • раскрывает понятие научно-фантастическая литература;

  • аргументирует принадлежность рассказа Азимова к научно-фантастической литературе;

Межпредметные связи. История. Освоение космоса.

Живопись. Иллюстрация Р. Моррилл «Айзек Азимов на троне с символикой из его работ». Кино. Х/ф «Двухсотлетний человек» (реж. К. Коламбус) «Я, робот» (реж. А. Пройас).

Бредбери «Зеленое утро»

66.

Радость творчества, самостоятельных интеллектуальных поисков, открытие нового в произведении.

67.

Особенности композиции рассказа.

65.

Дэвид Амрнд. «Скеллиг». Краткие сведения о писателе, лауреате Международной премии имени Г. Х. Андерсена (2010), «создателе волшебного реализма для детей». Фантастическое в повседневной жизни героев повести.

  • рассказывает о писателе;

  • знает содержание повести, выражает собственное отношение к прочитанному;

  • выразительно читает и комментирует отдельные фрагменты текста (описание внешности Скеллига);

  • раскрывает проблемы взаимоотношения родителей и детей, детской дружбы в произведении Д. Амонда;

  • характеризует главных героев повести Майкла и Мину;

  • аргументированно доказывает, что вера в чудо, доброта и забота друзей-подростков стали источником возрождения Скеллига;

  • размышляет над вопросом «Стоит ли верить в чудеса?».

Живопись. Иллюстрации П. Перевезенцева. Кино. Х/ф «Скеллиг» (реж. А. Джэнкел).

66.

Вера в чудо, искренность, доброта и забота, мужество друзей-подростков Майкла и Мины как источник возрождения Скеллига.

67.

Детская дружба на страницах повести. Взаимоотношение родителей и детей. Нравственно-философский смысл повести.

68

К/р. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

69

Внеклассное чтение. А.Беляев «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей

70

Обобщение изученного. Итоговый урок.

Список литературы на 8 класс.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Календарне планування створено на підставі програми «Література (російська та зарубіжна). Інтегрований курс: Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. 5- 9 класи (зі змінами).Воно спрямоване на дотримання обов’язкового рівня літературної підготовки учнів. Планування враховує аксіологічну, літературознавчу та культурологічну освітні лінії, контекст вивчення художнього твору, розвиток творчої діяльності та мови учнів.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Українська мова у професійній діяльності державних службовців. Публічна комунікація»
Вікторія Вікторівна Сидоренко
36 годин
590 грн
295 грн

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти