Календарные планы по интегрированному курсу «Литература». 6 класс

Опис документу:
Календарне планування створено на підставі програми «Література (російська та зарубіжна). Інтегрований курс: Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. 5- 9 класи (зі змінами).Воно спрямоване на дотримання обов’язкового рівня літературної підготовки учнів. Планування враховує аксіологічну, літературознавчу та культурологічну освітні лінії, контекст вивчення художнього твору, розвиток творчої діяльності та мови учнів.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Календарные планы по литературе. 6 класс

Литература 70 часов

(2 часа в неделю)

Календарное планирование создано на основе программы «Література (російська та зарубіжна). Програма: 5- 9 класи для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою» (зі змінами). (Программу подготовили: Исаева Е.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедры методики преподавания русского языка и мировой литературы НПУ им. М.П.Драгоманова (руководитель авторского коллектива); Клименко Ж.В., доктор педагогических наук, профессор НПУ им. М.П.Драгоманова; Корниенко О.А., доктор филологических наук, профессор НПУ им. М.П.Драгоманова; Мельник А.О., кандидат педагогических наук, доцент НПУ им. М.П.Драгоманова; Храброва В.Е., кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета Севастопольского гуманитарного университета; Мухин В.А., учитель русского языка и литературы, зам. директора НВК «Интеллект» г. Одессы; Данилова И.Н., учитель русского языка и литературы, зам. директора НВК «СОШ №1 – лицей «Спектр» г. Торез Донецкой области.)

Планирование нацелено на выполнение обязательного уровня литературной подготовки учащихся, учитывает аксиологическую, литературоведческую и культурологическую образовательные линии, представленные в программе, контекст изучения литературного произведения, развитие художественно-творческих потребностей учащихся.

Для планировании использован учебник «Интегрированный курс «Литература (русская и мировая)» для 6 класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке (авторы Е. А. Исаева, Ж. В. Клименко). (Харьков: «Сиция», 2014).

1 семестр (32 часа)

Тематические блоки – 3

Развитие речи – 4

Внеклассное чтение – 4

2 семестр (38 часов)

Тематические блоки – 3

Развитие речи – 4

Внеклассное чтение – 4

№ п/п

Тема урока

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Межлитературные связи

Межпредметные связи

Взаимодействие

искусств

Повторение

Дата

проведения

Примечание

1 СЕМЕСТР

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) МИФЫ И ПРЕДАНИЯ НАРОДОВ МИРА (8 ч.)

1.

Художественная литература как составная часть мировой культуры. Литература как искусство слова. Роль литературы среди других видов искусств.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Писатель-произведение-читатель. Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе.

Учащийся/учащаяся:

- рассказывает о роли художественной литературы в развитии культуры человека;

- обосновывает, чем литература отличается от других видов искусств;

- рассуждает о взаимоотношениях писателя, его произведения и читателя;

Литература как вид искусства

2.

Из греческой мифологии

Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира.

Отличие мифа от сказки. Теория литературы. Понятие о мифе. «Прометей». Прославление величия подвига Прометея, его силы воли и гуманности.

- выразительно читает мифы;

- раскрывает содержание прочитанных мифов;

- устно пересказывает мифы;

- характеризует главных героев мифов на основе их поступков;

- выражает собственное отношение к образу Прометея, аргументируя свою точку зрения примерами из мифа;

- обосновывает значение древнегреческой мифологии для развития мировой культуры;

- объясняет понятие миф, его отличия от сказки;

- рассказывает, как возник миф;

Межлитературные связи. Мифы народов мира о богах и героях. Образ Прометея в творчестве М.Ю. Ломоносова, И.В.Гете, Т.Г.Шевченко, М.Т.Рыльского, А.Малышко. А.Н.Майков «Кассандра», Леся Украинка «Касандра».

Межпредметные связи. Всемирная история: культура Древней Греции. Русский язык. Украинский язык: крылатые слова и выражения.

Живопись. Н. Рерих серия картин «Славяне», К. Васильев «Святовид», «Человек с филином», «Русалка», В. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» и др. Иллюстрации художников с изображением славянских богов. Музыка. Славянская этническая музыка.

Устное народное творчество

3.

«Прометей»

Прославление величия подвига Прометея, его силы воли и гуманности.

Народные сказки

4.

«Подвиги Геракла» (шестой подвиг, одиннадцатый подвиг Геракла)

Поэтизация могущества и мужества в подвигах Геракла.

Теория литературы. Понятие о мифе.

5.

Из славянской мифологии

Миф о солнце (в пересказе А.Мельникова-Печерского)

Изображение представлений древних славян о богах, стихиях природы и происхождении человека в мифе о солнце. Выразительное чтение мифа.

- выразительно читает миф;

- раскрывает представления древних славян о богах, стихиях природы, происхождении человека;

- рассказывает о явлении природы, которое объясняет прочитанный миф;

- дает развернутый устный или письменный ответ по содержанию мифа;

Межлитературные связи. Мифы разных народов о стихиях природы и происхождении человека. Древнеегипетские мифы о боге солнца Ра.

Межпредметные связи.

История Украины: культура древних славян.

Пословицы,

поговорки

Мифы

6.

Изображение представлений древних славян о богах, стихиях природы и происхождении человека в мифе о солнце.

7.

Рр. Обучение подготовке сообщения на литературную тему (развернутый устный или письменный ответ по содержанию мифа)

8.

Внеклассное чтение. Мифы народов мира. Общее и различное в мифах разных народов о происхождении мира и человека. (Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В.Т. Нарежный «Рогдай», И.В .Рак «Мифы Древнего Египта», А.И. Немировский «Мифы и легенды Древнего Востока»)

9.

Библейские предания и притчи

«Вавилонская башня»

Библия. Ее духовная, историко-культурная и литературная ценность. Картины создания мира и первых людей в Старом Завете. Библейское объяснение появления различных языков на земле. Символическое значение образа Вавилонской башни.

Теория литературы. Понятие о притче.

- рассказывает о Библии, рассуждает, почему ее называют Книгой Книг;

- раскрывает духовную, историко-культурную, литературную ценность Библии;

- пересказывает содержание и объясняет смысл прочитанных библейских легенд;

- раскрывает символическое значение библейских образов;

- объясняет, что называется притчей;

- рассуждает, чему нас учат библейские притчи;

Живопись. Микеланджело «Всемирный потоп» (фреска в Сикстинской капелле), И. Босх «Блудный сын», Караваджо «Давид с головой Голиафа», Рембрандт «Возвращение блудного сына», «Вавилонская башня», «Добрый самарянин» П. Брейгель «Вавилонская башня», Я. Брейгель «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды», И. Айвазовский «Всемирный потоп», иллюстрации к Библии Г. Доре и др. Музыка. С. Прокофьев «Блудный сын» (балет), И. Гайдн «Сотворение мира» (оратория) и др.

Мультипликация. М/с «Истории Ветхого Завета» (реж. Д. Демидов и И. Монаенкова), м/ф «Вселенский потоп» (реж. Ж.-Р. Жирер) и др.

Мифы

10.

«Притча о добром самарянине»

Библия. Ее духовная, историко-культурная и литературная ценность.

11.

«Притча о блудном сыне»

Библия. Ее духовная, историко-культурная и литературная ценность.

12.

К/р. Ответ на проблемный вопрос.

БАСНИ (4 ч.)

13.

Эзоп. «Лисица и виноград», «Отец и сыновья»

Краткие сведения об Эзопе - легендарном основателе жанра басни. Изображение народной мудрости в баснях Эзопа. Особенности басен. Мораль басен. Теория литературы. Понятие о басне.

- рассказывает об Эзопе как основателе жанра басни в литературе;

- выразительно читает басни Эзопа;

- делает выводы об отражении народной мудрости в баснях Эзопа;

- характеризует особенности басен;

- находит в тексте и комментирует мораль прочитанных басен;

- объясняет понятия басня, „эзопов язык”;

- обосновывает, что прочитанные произведения – басни;

Межлитературные связи. Продолжение традиций Эзопа в творчестве Ж. де Лафонтена, И.А.Крылова, Г.С.Сковороды, П.П, Гулака-Артемовского, Е.П.Гребёнки, Л.И.Глебова, М.П. Годованца и других баснописцев.

Живопись, графика. Д. Веласкес «Эзоп», иллюстрации к басням художников Э. Гризета, В. Холлара, М. Гирертса. Скульптура. «Эзоп» (мраморный бюст, VI в. до н. э.).

Кино, мультипликация. «Эзоп» (реж. О. Рябоконь), м/ф «Лиса» по мотивам басен Эзопа (реж. Р. Ярви).

Басня

14.

«Волк и Ягненок»

Изображение народной мудрости в баснях Эзопа. Особенности басен. Мораль басен. Теория литературы. «Эзопов язык».

15.

Внеклассное чтение. Леонардо да Винчи. Притчи.

16.

И. А. Крылов. «Волк и Ягненок». Краткие сведения об авторе. Мастерство И. А. Крылова-баснописца. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен.

- выразительно читает, в том числе и наизусть басни И.А.Крылова;

- ведет беседу на тему басни;

- определяет роль комического в осуждении человеческих пороков и недостатков в баснях;

- раскрывает афористичность языка басен;

- объясняет понятие аллегория;

- приводит примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняет их смысл;

- обогащает свой словарный запас с помощью крылатых высказываний из басен И.А.Крылова;

- проявляет умения сравнения басен «Волк и Ягненок» Эзопа, И.А.Крылова и Л.И. Глебова;

Межлитературные связи. Басни Л.И.Глебова. Г.С.Сковорода. Сборник «Басні харківські». П.П.Гулак-Артемовский «Пан та Собака». Стихотворение Е.Гребёнки "Лавровый листок", написанное к 50-летию И.А. Крылова.

Межпредметные связи. Русский язык. Крылатые слова и выражения. История. Исторические события войны с Наполеоном 1812 года.

Живопись. Портрет И. А. Крылова работы И. Эггинка, К. Брюллова; иллюстрации к басням художников А. Жабы, Г. Нарбута, Е. Рачёва, А. Лаптева и др.

Музыка. М. Сильванский «Музыкальные картинки к басням И. А. Крылова». Мультипликация. М/ф «В мире басен» (реж. А. Хржановский), «А вы, друзья, как ни садитесь…» (реж. Ц. Ольшанский) и др. Скульптура. Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге (Россия, скульпт. П. Клодт.)

Народная сказка

Одна

басня

наизусть

17.

«Свинья под дубом», «Осёл и Соловей». Роль смеха в обличении человеческих пороков. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен. Теория литературы. Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне.

18.

Рр. Обучение развернутому письменному ответу на вопрос по содержанию изученных басен.

19.

К/р. Тестирование.

СТРАНИЦЫ ПОЭЗИИ (8 ч.): А. С. Пушкин (5 ч.), М. Ю. Лермонтов (3 ч.)

20.

А. С. Пушкин. «Зимнее утро», «Няне», «Песнь о вещем Олеге».

Детские и юношеские годы поэта. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме.

- рассказывает о лицейских годах поэта;

- выразительно читает произведения А.С. Пушкина, в том числе и наизусть;

- раскрывает поэтические образы и картины в прочитанных произведениях;

- обосновывает роль художественно-изобразительных средств языка (эпитетов, сравнений и метафор) для создания настроения произведения;

- раскрывает летописный источник «Песни…»;

- объясняет тему произведения «Песнь о вещем Олеге»;

- характеризует образы князя Олега и кудесника;

- раскрывает понятие строфа, объясняет, какие стихотворные размеры называют двусложными;

Живопись. Портрет А. С. Пушкина работы О. Кипренского, И. Репин «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Н. Ге. «Пушкин в селе Михайловском», В. Фаворский «Пушкин-лицеист» (рисунок); иллюстрации В. Васнецова к «Песне о вещем Олеге»;

Кино, театр. Д/ф «Живой Пушкин. Ч.1.» (реж. В. Сторожева, ведущий Л. Парфёнов). Чтение стихотворения «Зимнее утро» в исп. И. Смоктуновского. Музыка. Н. Римский-Корсаков «Песнь о вещем Олеге» (кантата), Г. Свиридов «Зимнее утро» (из сборника «Пушкинский венок», концерт для хора).

Скульптура. Барельеф «Арина Родионовна» (скульпт. А. Серяков), памятники Арине Родионовне в с. Воскресенское (Россия, скульпт. В. Шевченко), А. С. Пушкину и Арине Родионовне в Пскове (Россия, скульпт. О. Комов).

Поэзия А.Пушкина

21.

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Развитие понятий о рифме и ритме.

Эпитет

«Зимнее утро» наизусть

22.

А. С. Пушкин. «Няне». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении «Няне». Глубокая человечность и задушевность стихотворения. Отражение в произведении чувства сердечности и понимания близкого человека.

23.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения.

Межпредметные связи.

История Украины: Культура Киевской Руси, ее быт и нравы.

«Повесть временных лет»

«Песнь о вещем Олеге» (отрывок) наизусть

24.

Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения.

25.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».

26.

М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Три пальмы», «На севере диком…», «Горные вершины…».

Детские и юношеские годы М.Ю.Лермонтова, развитие его поэтического дарования.

Мотивы бури и покоя, мечты о свободе в стихотворении «Парус». Символические образы произведения.Теория литературы. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре.

- рассказывает о детских и юношеских годах поэта;

- высказывает свои чувства и переживания, вызванные прочитанными произведениями;

- выразительно читает, в том числе и наизусть, стихотворения М.Ю.Лермонтова;

- раскрывает поэтические образы и картины в прочитанных произведениях, оперирует понятиями эпитет, сравнение и метафора;

Межлитературные связи. М.Ю. Лермонтов и Г.Гейне. М.Ю. Лермонтов и И.В. Гете.

Живопись. Неизвестный художник «М. Ю. Лермонтов ребенком», портрет М. Ю. Лермонтова работы П. Заболоцкого, А. Рылов «В голубом просторе»; иллюстрации к стихотворениям: В. Поленов «Три пальмы», «Караван», И. Шишкин «На севере диком...», М. Лермонтов «Парус».

Театр, телевидение. Чтение стихотворений М. Лермонтова в исполнении И. Андронникова, М. Царёва.

Музыка. А. Спендиаров «Три пальмы» (симфоническая картина); романсы на стихи М. Ю. Лермонтова «Парус» (муз. А. Варламова, исп. С. Лемешев), «Горные вершины» (муз. А. Варламова, исп. А. Огнивцев). Скульптура, архитектура. Архитектурный комплекс, посвящённый М. Ю. Лермонтову в Москве: памятник и декоративная ограда (скульпт. И. Бродский)

Язык художественного

произведения

«Парус» наизусть

27.

«Три пальмы». Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении «Три пальмы». Трагический финал произведения. Теория литературы. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре.

28.

«На севере диком…», «Горные вершины…». Горечь одиночества, стремление к душевной гармонии и единении с миром в стихотворениях «На севере диком…», «Горные вершины…». Теория литературы. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре.

29.

Рр. Анализ поэтического произведения

30.

К/р. Разноуровневые тестовые задания

31.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Морская царевна», «Листок», «Два великана» и др.

32.

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

Детские и юношеские годы писателя. Н.В. Гоголь - ученик Нежинской гимназии высших наук. События, повлиявшие на развитие его литературного таланта.

Межлитературные связи. Украинский фольклор. Тема Рождества в произведениях Э.Т.А. Гофмана, Ч. Диккенса, Ф.М. Достоевского.

Живопись. Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера; иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, А. Кондырева, К. Лавро и др.

Музыка. П. Чайковский «Черевички» (опера), Н. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» (опера), Н. Лысенко «Ночь перед Рождеством» (опера).

Кино, мультипликация. Х/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством» (реж. А. Роу), м/ф «Ночь перед Рождеством» (реж. В. и З. Брумберг). Скульптура. Памятник Н. В. Гоголю в Москве (скульпт. Н. Андреев).

2 СЕМЕСТР

МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ И ИСПЫТАНИЙ (19 ч.): Николай Васильевич Гоголь (5 ч.), Чарльз Диккенс (4 ч.)

33.

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести «Ночь перед Рождеством».

- отвечает на вопросы по содержанию повести;

- характеризует основных персонажей произведения, определяет авторское отношение к изображенному в произведении;

- объясняет, как в произведении переплетается реальное и фантастическое;

- раскрывает национальный колорит повести;

- анализирует особенности языка произведения;

- объясняет, что такое повесть, на конкретных примерах обосновывает, что прочитанное произведение – повесть;

- основываясь на личном опыте, рассказывает о рождественских традициях в своей семье, в своем населенном пункте;

- называет отличительные черты юмора, приводит примеры из прочитанных произведений;

Межлитературные связи. Украинский фольклор. Тема Рождества в произведениях Э.Т.А. Гофмана, Ч. Диккенса, Ф.М. Достоевского.

Живопись. Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера; иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, А. Кондырева, К. Лавро и др.

Музыка. П. Чайковский «Черевички» (опера), Н. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» (опера), Н. Лысенко «Ночь перед Рождеством» (опера).

Кино, мультипликация. Х/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством» (реж. А. Роу), м/ф «Ночь перед Рождеством» (реж. В. и З. Брумберг). Скульптура. Памятник Н. В. Гоголю в Москве (скульпт. Н. Андреев).

Герои русских и украинских народных сказок.

«Ночь перед Рождеством» (отрывок по выбору учащихся) наизусть

34.

Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести «Ночь перед Рождеством».

Мифы древних славян

35.

Переплетение реального и фантастического в повести. Теория литературы. Понятие о повести. Понятие о юморе.

36.

Поэтичность языка произведения. Теория литературы. Понятие о повести. Понятие о юморе.

37.

Рр. Ответ на вопрос, раскрывающий знание и понимание текста произведения (письменно).

38.

Ч. Диккенс. «Рождественская песнь в прозе: святочный рас-сказ с привидениями».

Краткие сведения о писателе. Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь.

- знает содержание повести, пересказывает отдельные ее фрагменты;

- характеризует главного героя произведения;

- комментирует причины нравственной деградации и духовного возрождения Скруджа;

- высказывает и аргументирует собственное отношение к главному герою в начале и в конце повести;

- анализирует особенности композиции произведения;

- определяет роль фантастических элементов в повести;

- объясняет смысл названия произведения;

Межлитературные связи. Тема Рождества в произведениях Н. В. Гоголя, Э.Т.А. Гофмана, Ф. М. Достоевского.

Живопись. Портрет Ч. Диккенса работы Д. Маклиса, У. Фрита и др. Иллюстрации П. Дж. Линча, Р. Ингпена.

Мультипликация. М/ф «Рождественская история» (реж. Р. Земекис).

Притчи

Леонардо да Винчи

39.

Причины нравственной деградации и духовного возрождения главного героя.

Библейские притчи

40.

Гуманистический пафос произведения. Особенности композиции.

41.

Особенности композиции. Роль фантастических элементов в повести.

42.

Рр. Письменный рассказ о герое художественного произведения (с выражением собственного отношения к нему).

43.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов «Сегодня будет Рождество», А. И. Куприн «Чудесный доктор» (по выбору учителя и учащихся).

44.

К/р. Сочинение-рассуждение.

Даниэль Дефо // Жюль Верн (6 ч.), Джек Лондон (3 ч.)

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо» (в сокращении) или Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан» (в сокращении) (по выбору учителя)

45.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (в сокращении). Краткие сведения о писателе. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман.

- знает содержание произведения, пересказывает разные его эпизоды;

- на примерах из текста обосновывает, что разум и труд – главные движущие силы в развитии человечества;

- составляет план характеристики образа главного героя;

- характеризует главного героя произведения;

- размышляет о возможностях человека, его поведении в исключительных обстоятельствах;

- выражает собственное отношение к проблемам, поднятым в произведении, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста;

- находит в тексте пейзажные описания и обосновывает их роль в раскрытии образов произведения;

- раскрывает сущность понятия роман;

- обосновывает, что прочитанное произведение – приключенческий роман;

Межлитературные связи. «Робинзонада» в мировой литературе («Коралловый остров» Р. Баллантайна, «Таинственный остров» Ж. Верна и др.). Т. Г. Шевченко и И.Я. Франко о романе «Робинзон Крузо».

Живопись. Э. Уорд «Книга Дефо отклонена издателями»; иллюстрации к произведению Ж. Гранвиля, Н. Попова, И. Ильинского; рисунок Т. Г. Шевченко «Робинзон Крузо» и др.

Кино. Х/ф «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (реж. С. Говорухин). Скульптура. Памятник Александру Селькирку в Шотландии.

Мифы

народов мира

46.

Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения.

47.

Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения.

48.

Поведение человека в исключительных обстоятельствах, его стойкость и мужество, созидательная деятельность как основная тема произведения.

49.

Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах.

Библейские притчи

50.

Утверждение в произведении веры в силу человеческого разума, способность выстоять в любых обстоятельствах. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман.

45.

Жюль ВЕРН. «Пятнадцатилетний капитан» (в сокращении). Краткие сведения о писателе.

Романтика приключений в произведении. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман.

- знает содержание прочитанного произведения, пересказывает отдельные его эпизоды;

- рассуждает на тему взаимоотношений человека и природы;

- используя текст произведения, раскрывает романтику приключений главных героев романа;

- характеризует образ Дика Сенда в романе, используя портретные описания, авторскую характеристику персонажа;

- раскрывает сущность понятия роман;

- обосновывает, что прочитанное произведение – приключенческий роман;

- раскрывает разнообразие природного мира, изображенного в произведении;

Межлитературные связи. Марко Вовчок - переводчица романов Ж.Верна на русский язык.

Живопись. Иллюстрации Ш. Барбанта к роману.

Кино. Х/ф «Пятнадцатилетний капитан» (реж. В.Журавлев), «Капитан «Пилигрима» (реж. А. Праченко)

46.

Романтика приключений в произведении.

47.

Характеристика главных образов произведения.

48.

Характеристика главных образов произведения. Противостояние мужества и отваги злу и предательству.

49.

Разнообразие природного мира в произведении.

50.

Победа науки и знаний, человечности и бескорыстия. Теория литературы. Понятие о романе. Приключенческий роман.

51.

Рр. Обучение сжатому пересказу художественного текста.

52.

Внеклассное чтение. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ».

53.

К/р. Тестирование.

УРОКИ МУЖЕСТВА ДОБРОТЫ (4 ч.)

А. П. Платонов (2 ч.), Виктор Петрович Астафьев (2 ч.), Л. С.Петрушевская (1 ч.)

54.

Дж. Лондон (Джон Гриффит). Краткие сведения об авторе. «Любовь к жизни». Изображение воли к жизни, самообладания, мужества в минуты смертельной опасности.

- пересказывает сюжет произведения;

- объясняет смысл названия рассказа;

- характеризует главного героя произведения;

- объясняет понятие пейзаж;

- раскрывает роль пейзажных и портретных описаний для передачи внутреннего состояния героя;

- определяет авторское отношение к герою;

Живопись. Р.Кент. Серия картин и гравюр, посвящённых Аляске.

Библейские притчи

55.

Изображение воли к жизни, самообладания, мужества в минуты смертельной опасности. Роль пейзажных и портретных описаний в передаче внутреннего состояния героя.

Теория литературы. Понятие о пейзаже. Развитие понятия о портрете литературного героя.

56.

Победа нравственного начала в произведении. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Смысл названия произведения. Теория литературы. Понятие о пейзаже. Развитие понятия о портрете литературного героя.

57.

Рр. Составление сравнительной характеристики литературных персонажей.

58.

А. П. Платонов (Климентов) «Юшка». Краткие сведения о писателе.

«Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении.

- знает содержание рассказа, раскрывает основную мысль прочитанного;

- рассуждает об авторском замысле рассказа;

- размышляет о значении сочувствия и сострадания в жизни человека;

- характеризует главного героя, мотивы его поведения, высказывает свое отношение к прочитанному;

Живопись. Портрет А. П. Платонова работы Н. Ромадина. Скульптура. Памятник А. Платонову в Воронеже (Россия, скульпт. И. Дикунов и Э. Пак).

Библейские притчи

59.

Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя произведения.

Теория литературы. Развитие понятия о рассказе.

58.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Краткие сведения о писателе.

Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты.

- знает содержание рассказа, пересказывает, высказывает собственное отношение к прочитанному;

- характеризует главных героев, размышляет о мотивах их поступков;

- рассказывает о внутренних переживаниях главного героя;

- обосновывает смысл названия рассказа;

- раскрывает тему: «Уроки доброты и милосердия в рассказе «Конь с розовой гривой»;

Межпредметные связи.

Русский язык: диалектные слова.

Живопись. Иллюстрации С. Сюхина к рассказу.

Скульптура. Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске (Россия, скульпт. И. Линевич-Яворский), скульптурная композиция «Царь-рыба» пос. Овсянка (Россия, скульпт. Е. Пащенко).

59.

Характеристика главных героев произведения. Мотивы поступков взрослых и детей в рассказе. Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя. Смысл названия рассказа.

58.

Л. С. Петрушевская. «Котенок Господа Бога». Краткие сведения о писателе.

Уроки добра и милосердия в произведении. Символическое значение образа котенка.

- знает содержание рассказа, отвечает на вопросы о теме и идее произведения;

- раскрывает значение образа котенка в жизни героев рассказа;

- обосновывает смысл названия произведения;

- вычленяет сказочные элементы в произведении и обосновывает их роль;

- раскрывает смысл финала рассказа;

- характеризует главные образы произведения;

62.

Сказочные элементы в произведении. Образы ангела и беса как проявление доброго и злого начала в человеке. Смысл финала произведения.

61.

Рр. Обучение сочинению-миниатюре.

63.

Внеклассное чтение. В. Г. Распутин «Уроки французского».

64.

К/р. Отзыв о (самостоятельно) прочитанном произведении.

ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ МИРОВОЙ ФАНТАСТИКИ (4 ч.): Рей Брэдбери (2 ч.), Роберт Шекли (2 ч.)

65.

Р. Д. Брэдбери. «Улыбка», «Каникулы», «Все лето в один день», «Зеленое утро» (1-2 рассказа по выбору учителя)

Краткие сведения о писателе. Фантастический мир рассказов Р.Бредбери.

«Каникулы». Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р.Бредбери. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе.

- знает содержание рассказов;

- определяет тему и основную мысль прочитанных произведений;

- размышляет над проблемами, которые раскрываются в прочитанных произведениях;

- объясняет смысл названий рассказов Р. Бредбери;

- объясняет понятие фантастика;

Живопись. Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

Кино. Т/с «Театр Рэя Бредбери» (реж. Р. Брэдшоу, Б. МакДональд и др), х/ф «451° по Фаренгейту» (реж. Ф. Трюффо).

Мифы

66.

Р. Д. Брэдбери. «Улыбка».

Фантастический мир рассказов Р.Бредбери. Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р.Бредбери.

67.

Р. Шекли. «Запах мысли». Краткие сведения о писателе.

Фантастический мир в рассказе. Утверждение силы и мощи человеческого разума, способности не сдаваться в экстремальных ситуациях.

- знает содержание рассказа;

- отвечает на вопросы об идее произведения;

- характеризует главного героя, дает оценку его поступкам;

- размышляет о проблемах, поднятых в произведении;

- раскрывает смысл названия рассказа;

- обосновывает, что прочитанное произведение – научно-фантастический рассказ.

68.

Р. Шекли. «Запах мысли».

Характеристика главного героя произведения. Смысл названия рассказа. Теория литературы. Развитие понятий о фантастической и научно-фантастической литературе.

69.

Внеклассное чтение. Кир Булычев «Подземелье ведьм», А. Н. и Б. Н. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», Г. Уэллс «Война миров»

70.

Обобщение изученного. Итоговый урок «Листая страницы» (литературная игра).

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Приклад завдання з олімпіади Українська мова. Спробуйте!
До ЗНО з ГЕОГРАФІЇ залишилося:
0
4
міс.
1
5
дн.
1
4
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!