• Всеосвіта
  • Бібліотека
  • Дошкілля
  • Использование дактических игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития

Использование дактических игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития

Опис документу:
Дидактическая является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста. В материале изложена подборка дидактических игр по разделам программы с учетом года обучения детей. По каждой игре указано ее программное содержание.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Использование дидактических игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, атакже одним из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Занятия по РЭМП в форме дидактических игр и упражнений или с частичным их использованием определяются тем, что делают сам процесс обучения эмоциональным позволяющим ребёнку получить собственный опыт, а также позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, поскольку детям с умственной отсталостью повторений требуется гораздо больше, чем нормально развивающимся детям. При отборе дидактических игр и упражнений, прежде всего преследуются коррекционно-развивающие цели и учитываются особенности развития. Дидактические игры и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятий.

Занятие по сообщению детям знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы. Эта работа проводится в следующей последовательности:

  • наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект, выявление его свойств, признаков;

  • практические упражнения детей с различными дидактическими материалами, сопровождающиеся словесным отчётом о своих действиях;

  • нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми свойствами;

  • закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону;

  • работа с демонстрационными таблицами или печатными пособиями;

  • закрепление материала во время прогулки, игры и т.д.

Таким образом, происходит переключение детей с одного вида деятельности на другой, что помогает снять умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.

I - II год обучения

Количество и счет

Название игры

Программные задачи

1

Собери корзинку из осенних листьев

Закреплять понятия «один», «много», «большой», «маленький»

2

Матрешки

Закреплять понятия «один», «много»

3

На пруду

Закреплять понятия «один», «много», «большой», «маленький»

Осенние листочки

Понятия «один», «много»

Различение цветов

1

Найди и покажи

Выбор предметов определенного цвета по образцу

2

Цветные кубики

Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении

2

Найди цветок для бабочки

Различение цветов,действие по подражанию

3

Помоги Незнайке собрать букеты

Осуществлять выбора цвета по образцу и проверка его приложением

4

Привяжи ленточки к шарикам

Ориентировка на цвет как на значимый признак

5

Спрячь мышку от кошки

Различение цвета, подбор одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой

6

Спрятались от дождика

Закреплять основные цвета

Зрительное соотнесение цветов

1

Бегите ко мне

Осуществлять выбор цвета по образцу, действие по цветовому сигналу

2

Найди свое место

3

Найди свою пару

4

Оденем кукол

5

Подарим куклам бусы

Чередование цветов по образцу

Величина

1

К игрушкам в гости

Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения

Больше, меньше

Продолжать учить различать величину предметов.

2

Посади на свою скамеечку

Учить располагать фигуры в соответствии с заданным образцом.

3

Собери, разбери пирамидку

Закреплять знания величины, цветов. Развивать мелкую моторику.

4

Наши игрушки.

Продолжать формировать представления о величине предметов.

5

Найди пару

Учить группировать предметы по величине.

6

Маленькая и большая пирамидки.

Учить собирать и разбирать по величине, путем сравнения деталей.

7

Волшебная шкатулка.

Умение на ощупь узнавать плоскостные геометрические фигуры.

8

Спрячь шарик в ладошках.

Спрячь игрушки.

Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действие рук с величиной предметов. Пользоваться пробами при выполнения задания.

Форма

1

Найди, что скажу

Закреплять знания предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы.

2

На, что похожа эта фигура.

Находить в окружающем предметы соответствующей формы. (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.)

3

На, что похоже.

Учить различать округлую форму (яблоко, капуста, помидор, вишня и т.д.)

4

Геометрические вкладыши.

Располагать фигуры в соответствии с рамками вкладыша.

5

Какая форма?

Закреплять знания (круг, квадрат, треугольник)

6

Поймай игрушку.

Учить практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках.

7

Чей домик?

Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывать ошибочные варианты и фиксируя правильные.

8

Спрячь игрушку (картинку)

Учить соотносить форму предметов с помощью проб.

9

Что катится, что не катится.

Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.

10

Найди окошко.

Почтовый ящик.

Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.

11

У кого такое?

Закреплять знания названий форм, предусмотренных программой, осуществлять выбор форм по их названию.

Ориентировка в пространстве

1

Иди ко мне.

Сядь на стульчик.

Учить ориентироваться в пространстве по подражанию, по словесной инструкции.

2

Где Мишутка?

Понимание понятий «вверху – внизу»

3

Клоуны

Познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов: на, под, рядом.

4

Внизу – наверху

Продолжать формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов.

5

Спрячем и найдем

Продолжать учить ориентироваться в пространстве помещения.

Ориентировка во времени

1

Когда это бывает?

Учить различать части суток (день, ночь) по сюжетным картинкам.

III - IV год обучения

Количество и счет

Название игры

Программные задачи

1

Поможем Незнайке

Пересчет предметов в пределах 5 – 10, называние итогового числа, соотнесение с количеством пальцев.

2

Сосчитай- ка

Прямой устный счет до10, обратный от 5.

3

Кто знает, пусть дальше считает

Прямой устный счет от заданного до заданного числа в пределах 10.

4

Отвечай – не зевай

Закрепить умение осуществлять счетные операции на прибавление и убавление по 1 в пределах 5.

5

Что изменилось?

Учить устанавливать последовательность цифрового ряда до 5

6

Мои соседи

Учить определять соседей цифр в пределах 5.

7

Найди пару

Соотнесение цифры и количества в пределах 5.

8

Подбери по-порядку

Выкладывание числового ряда.

Запоминание, связанное с представленим о цвете

(при налички стойких представлений о цвете)

1

Узнай и назови

Объединение представлений о цвете со словом-названием, выбор цвета по слову

2

Запомни и найди

Развивать внимание, запоминание с опорой на представление о цвете

3

Запомни и назови

Запоминание нужного цвета по его названию, удерживание в памяти определенное время

4

Что бывает такого цвета

Формировать соединение представлений о цвете с представленим о реальних предметах

Спрятались от дождика

Закреплять знания основных цветов

Что изменилось?

Определять недостающий предмет в группе разнородных предметов

Величина

1

К нам гости пришли

Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения

2

Подбери по размеру

Находить и подбирать по размеру заданные предметы.

3

Сварим суп из овощей

Закреплять знание овощей и умение различать их по величине.

4

Разложи по порядку

Чередовать предметы в порядке убывания величины.

5

Собери колечки.

Сопоставлять предметы в порядке убывания величины.

6

Длинный – короткий.

Формировать умение различать предметы по длине.

7

Широкий - узкий

Формировать умение сравнивать предметы по ширине

8

Что длиннее?

Закреплять понятия: «длинный», «короткий».

9

Что толще?

Формировать умение сравнивать предметы по толщине.

10

Куда спешат машины.

Закреплять понятия «длинный», «короткий».

11

Собери и разбери матрешку

Закреплять величину (большой, меньше, самый маленький). Сопоставлять части предмета по величине.

12

Три медведя

Соотносить предметы по величине. Располагать предметы по убыванию

13

Найди пару

Учить группировать предметы по величине.

14

Спрячь матрешку

Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.

15

Уложим куклу спать

Учить учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине, закреплять словесное обозначение величин.

16

Кто скорее свернет ленту?

Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, закрепить понятия «длинный – короткий».

17

Построй ворота

Учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними.

18

Красивые узоры

Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях.

19

Улица

Учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин.

20

Построим дома

Продолжать учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения.

21

У кого большой мяч?

Обратить внимание на относительность величины предметов ( один и тот же предмет может быть большим или маленьким в зависимости от того, с каким предметом его сравнивают).

22

Зоопарк

Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

Форма

1

Определи предмет на ощупь

Закрепить умение находить геометрические формы тактильным путем.

2

Найди, что скажу

Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы.

3

Положи, что скажу

Учить показывать по названию плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера.

4

Составь рисунок

Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур

5

Сложи орнамент из фигур

Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур

6

Варежка

Умение на ощупь узнавать плоскостные геометрические фигуры.

7

Найди предмет.

Находить в окружающей обстановке предметы соответственно заданной формы.

8

Собери клубки.

Закреплять навыки группировки предметов по двум признакам.

9

Бегите ко мне

Продолжать учить выбору форм по образцу, сделать ее значимым для действия признаком.

10

Угадай, что я нарисовала

Учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

11

Магазин.

Найди форму в предмете.

Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.

Ориентировка в пространстве

1

Где спрятался мишка?

Умение ориентироваться в пространстве. Определять направления.

2

Что изменилось?

Определять недостающий предмет в группе разнородных предметов

3

Дом для матрешки

Учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию,

по образцу.

4

Кто внимательный

Продолжать формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию и по образцу.

5

На, под, над

Определение расположения предметов на,под,над, слева – справа относительно другого предмета.

6

Что стоит внизу, наверху, рядом

Продолжать формировать восприятие пространства, показать, что пространственные отношения между предметами могут заменятся: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот.

7

Положи верно

Учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение.

8

Что нарисовано

Учить видеть в рисунке реальные отношения предметов, переносить пространственные отношения с плоскостного изображения на объемное, т.е. создавать конструкцию по рисунку.

Ориентировка во времени

1

Узнай часть суток

Определение частей суток (утро – день – вечер – ночь) по сюжетным картинкам, словесному описанию, установление их последовательности.

2

Когда это бывает?

Назови время года

Различение времен года по их признакам.

3

Времена года

Закрепить времена года, их последовательность.

4

Веселая неделька

Чья неделька быстрее соберется?

Закрепить знания дней недели, определить их последовательность.

5

Найди соседей

Закрепить понятия «вчера, сегодня, завтра»

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«ZOO-психологія: як навчитися розуміти тварин»
Левченко Вікторія Володимирівна
36 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Схожі матеріали