• Всеосвіта
  • Бібліотека
  • Дошкілля
  • Формирование понятия о геометрических формах на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Формирование понятия о геометрических формах на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Опис документу:
Значимым разделом при формированию математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта есть формирование представлений о геометрических формах. В материале изложен календарный план работы по этому направлению по годам обучения.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Формирование понятия о геометрических формах на занятиях по развитию элементарных математических представлений

I год обучения

Месяцы

Содержание обучения и воспитания

Количество занятий

Сентябрь

Знакомвтво с шаром. Способ обследования – прием ощупывания и катания. Словарь пассивный: круглый, катится.

2

Октябрь

Продолжать знакомство с шаром. Закреплять предыдущие качества шара. Игры: «Прокатывание шара в ворота», «Прокатывание шара по наклонному желобу».

2

Обобщение знаний о форме шара путем сопоставления шаров разных размеров разного цвета.

3

Ноябрь

Знакомство с кубом (кубиком) путем ощупывания и обведения. Словарь: кубик, углы (уголки). Игры: «Построим башенку из кубиков», «Катится – не катится» (кубик – шарик).

2

Продолжить знакомство с кубиком, закрепить предыдущие задачи. Игра «Построим лесенку».

1

Декабрь

Зрительный выбор шара и куба. Приемы сопоставления шара и куба:

    • выбор по образцу;

    • выбор по слову;

    • выбор на ощупь.

3

Январь

Группировка объемных геометрических фигур (шаров и кубов). Отбор заданной формы из других форм по образцу. Игры «Построим домик из кубиков», «Сделаем бусы для куклы».

2

Февраль

Знакомство с кругом способом обведения, катания. Словарь кружок (использовать кружочки как счетный мателиал.

2

Знакомство с квадратом.

2

Март

Выбор квадратов и кружочков путем сопоставления. Игры «Найди свой домик», «Найди свой автобус», «Подбери колеса к машине», «Сядь в автобус» (сесть в автобус согласно форме билета).

2

Апрель

Обучение соотношению плоскостных и объемных геометрических форм:

  • проталкивание по образцу – прием проб по подражанию. Игра «Почтовый ящик»;

  • нахождение по рисунку. Игра «Найди свой домик»

2

Май

Практическое знакомство с треугольником (зрительное) без введения в словарь. Выбор по образцу, группировка:

  • группировка треугольников и кругов;

  • выбор треугольников из трех предметов;

  • выкладывание узора по образцу.

3

II год обучения

Месяцы

Содержание обучения и воспитания

Количество

занятий

Сентябрь

Закрепить знания предыдущего года обучения. Ввести в активный словар названия геометрических форм: круг, квадрат, треугольник.

2

Октябрь

Упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур. Игры «Чего не стало», «Что изменилось?», «Что я спрятала в ладошках?»

2

Ноябрь

Группировка плоскостных и объемных геометрических фигур в порядке убывания и возрастания величины. Словарь: большой, маленький, самый большой:

  • выкладывание башенки, елочки, лесенки, домика по образцу;

  • использование геометрических форм в счете.

3

Декабрь

Группировка предметов по ощему признаку (по двум признакам). Учить самостоятельно выделять общий признак, как основу для группировки предметов. Учить объяснять свои действия.

2

Январь

Продолжать формировать понятие независимости формы от цвета и расположения в пространстве:

  • группировка геометрических фигур по цвету;

  • группировка по цвету и расположению. Игра «Найди такую же карточку».

3

Февраль

Соотношение плоскостных и объемных геометрических форм:

  • на ощупь, по зрительно воспринимаемому образцу;

  • зрительное восприятие фигур по осязаемому образцу.

4

Март

Знакомство с прямоугольником:

  • путем обведения и выбора среди резко отличающихся фигу;

  • уточнение знаний о прямоугольнике путем сравнения новой модели с уже знакомой (взаимное наложение квадрата т прямоугольника).

  • Сравнение прямоугольника с бруском.

3

Апрель

Сопоставление плоскостных геометрических форм с объемными путем накладывания (шар – круг, кубик – квадрат, брусок – прямоугольник, крыша – треугольник). Игры «Почта», «Найди предмет по картинке», «Найди свій домик», «Найди свою пару».

3

Май

Подбор к форме образцу соответствующих по форме предметов, игрушек в пределах ранее изученных 4-х геометрических форм.

2

III год обучения

Месяцы

Содержание обучения и воспитания

Количество

занятий

Сентябрь

Уточнение знаний о плоскостных и объемных геометрических формах, изученных на втором году обучения. Введение в активный словар слов-эталонов.

2

Октябрь

Группировка предметов, геометрических форм (плоскостных и объемных) по размеру, цвету.

2

Ноябрь

Подбор к форме-образцу предметов и игрушек в пределах изученных четырех форм.

2

Декабрь

Знакомство с овалом путем сопоставления с кругом:

  • осязательно-двигательное обследование предмета;

  • взаимное наложение круга на овал;

  • составление пирамидки из кругов и овалов.

3

Январь

Выбор овальних форм предметов с геометрическими образцами:

  • выбор по образцу;

  • выбор по слову;

  • выбор на ощупь.

3

Февраль

Знакомство с объемной фигурой – овоидом (яйцом). Сравнение с плоскостной фигурой – овалом. Закрепление в активном словаре названий слов и словосочетаний: яйцо, овал, похоже на яйцо. Выбор по образцу.

2

Март

Сравнениее овоида с шаром, выбор соответствующих плоскостных форм. Игры «Кому что подходит?», «Подбери по форме».

2

Апрель

Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами:

  • с предметами сходной формы (флажки, шары, мячи);

  • нахождение знакомых геометрических форм в реальных предметах, окружающей обстановке, в специально подготовленной обстановке;

  • составление различных предметов из плоскостных геометрических форм.

3

Май

Сопоставление плоскостных геометрических форм с объемными:

  • вкладывание. Игра «Почта»;

  • постройка несложных конструкций по плоскостному рисунку.

2

IV год обучения

Месяцы

Содержание обучения и воспитания

Количество

занятий

- Сентябрь

Закрепление знаний о плоскостных и объемных геометрических формах (квадрат – куб, треугольник – крыша, прямоугольник – брусок, круг – шар, овал):

  • выкладывание узора из геометрических форм по образцу;

  • зрительный диктант (выкладывание узоров);

6

Октябрь -

  • слуховой диктант (выкладывание узоров);

  • составление предметов из плоскостных геометрических форм;

  • игры «Геометрический ряд», «Найди, какой фигуры не хватает».

Ноябрь

Знакомство с цилиндром путем обведения, ощупывания, обыгрывания.

2

Денкабрь

Сравнение цилиндров по всоте:

  • сложить в упорядоченный ряд пирамидку;

  • найти в окружающих предметах цилиндрические формы.

2

Январь

Группировка реальних предметов и их изображений относительно геометрической формы:

  • по образцу;

  • по слову.

2

Февраль - Март

Знакомство с делением целого на части:

  • дать общее понятие о делении целого пополам (яблоко, круг);

  • деление круга пополам. Знакомство с понятием «полукруг»;

  • составление круга из двух полукругов. Игры «найди свой мячик», «Найди свой шарик»;

  • деления квадрата по диагонали на два треугольника и составление из них квадрата;

  • деление прямоугольника на два квадрата и составление из двух квадратов прямоугольника.

6

Апрель

Составление различных предметов из разных геометрических форм:

  • по образцу;

  • по контуру;

  • по представлению.

3

Май

Создание конструкций по рисунку.

Зарисовка конструкций.

4

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Розвиток життєво-професійної ефективності особистості в освітньому процесі НУШ: технології, методики, вправи »
Ілляхова Марина Володимирівна
30 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.

Схожі матеріали