Дидактичний матеріал на тему:"Русский язык.Чтение молча" ( 9 клас)

Опис документу:
Цель: развитие умения аудировать с детальным пониманием прослушанного; развить объем слуховой памяти, научить детей отличать главное от второстепенного, развивать внимание, творческое мышление.умение понимать смысл и основную идею текста.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Чтение молча (9 класс)

И вдруг припоминается весна 1835 года, когда она ожидала рождения Гриши. Пушкин внезапно собрался в Михайловское. Завернувшись в шаль, она вышла на улицу проводить его. Он нежно и виновато прощался с ней, без конца целовал…

Повозка тронулась. Наталья Николаевна махнула платочком и поскорее отвернулась, пошла в дом, чтобы он не увидел ее слезы…

А Пушкин, приехав в Михайловское, переживал забытый душевный восторг. Он стал снова молодым. Бегал по аллеям, срывал недавно распустившиеся листья, зарывал в них лицо, вдыхал, наслаждаясь, аромат весны. Он прибежал на пруд, по-ребячьи поклонился ему в пояс, прошелся по шаткому мостику, прислушиваясь к знакомому скрипу старых досок, выбежал за околицу и там остановился. Сердце его билось, грудь вздымалась, глаза горели молодым азартом. Хотелось и писать и плакать. Все так же бежала в неведомое до боли и восторга знакомая с детства Сороть, в яркой зелени берегов, широко и вольно раскинулась весенняя синь неба. Старая ветряная мельница, стоящая неподалеку от озера Маленец и нижней дороги из Михайловского в Савкино, лениво, но приветливо помахивала поэту крыльями.

Он вернулся в усадьбу, перемахнув прямо через плетень, и замер около домика Арины Родионовны. Тихо сказал:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

И она, старая няня, ожившая в его воображении, покряхтывая, торопливо спускалась с крыльца в широкой, длинной юбке, прикрытой фартуком, в темной кофте, в белом платке, подвязанном под подбородком. Лицо все в морщинах, милое, родное лицо. А в глазах материнская любовь…

«Мама!» - сказал, как прежде, Пушкин. «Какая же я вам мама, Александр Сергеевич!» - ответила она с улыбкой, сердцем принимая это имя. Она действительно с детства была ему матерью. Другой ласки, другой материнской заботы он не знал.

А теперь уже никто не ждал здесь Пушкина… В домике Арины Родионовны кто-то жил, и приезд Александра Сергеевича был для всех, так же как и для него самого, полной неожиданностью.

Так началось пребывание в Михайловском. Он понемногу писал.

А когда не писалось, бродил по Михайловскому и вспоминал…

9 августа 1824 года. Он приехал сюда с верным дядькой своим Никитой. Родители вскоре уехали, и он остался один. Выбрал комнату себе окнами во двор, на юг, чтобы солнце, которое он боготворил, освещало его стол, рукописи, портрет Байрона на стене и ласкало его самого.

В начале ссылки его охватило привычное с детства чувство бешенства. Он видел, как шпионил за ним священник Ларион Воронецкий, как насторожилась семья: родители, брат, сестра.

Потом он затих. Пригляделся и полюбил аллеи Михайловского, темные стволы деревьев, верхушками, казалось, упиравшиеся в небо, они разговаривали с ним на языке позолоченных осенью листьев. Полюбил неторопливый бег Сороти и зеркальную гладь прудов. И понял, что здесь, только здесь он может по-настоящему писать.

Его стали интересовать простые люди, окружавшие его. В Михайловском было всего 17 душ крепостных. Он бывал на крестьянских свадьбах, с удовольствием проводил время в людской, посещал ярмарки, крестил деревенских ребятишек.

Ему полюбилась балалайка, даже научился играть на этом с виду нехитром инструменте.

В начале декабря 1824 года он писал Д. М. Шварцу: «Вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны».

- Тогда я узнал тайну русского сердца, тайну русской речи, - говорил Пушкин Наталье Николаевне, вспоминая годы изгнания. – И теперь все это стало неповторимо моим. Нет, ничто не проходит зря. (529 сл.)

А. Кузнецова. «А душу твою люблю…»

Тестовые вопросы к тексту:

1. Пушкин внезапно собрался в Михайловское. Это было:

а) весной 1835 года;

б) в августе 1824 года;

в) в начале декабря 1824 года.

2. Как вела себя Наталья Николаевна, провожая мужа:

а) виновато прощалась с ним; Александр Сергеевич

б) поскорее отворачивалась, пряча улыбку;

в) поскорее отворачивалась, чтобы Александр Сергеевич не увидел ее слезы.

3. Что, приехав в Михайловское, переживал Пушкин:

а) забытый душевный восторг;

б) неизбывную тоску;

в) странное чувство горечи и ожидания.

4. «Сердце его (поэта) билось, грудь вздымалась, глаза горели молодым азартом», когда Пушкин:

а) прибегал на пруд, шел по шаткому мостику;

б) выбегал на околицу и там останавливался;

в) возвращался после прогулки в усадьбу.

5. Строки какого стихотворения Пушкина процитированы в тексте:

а) «Деревня»;

б) «Няне»;

в) «Другу».

6. Какие тропы преобладают в данном отрывке: «И она, старая няня, ожившая в его воображении, покряхтывая, торопливо спускалась с крыльца в широкой, длинной юбке, прикрытой фартуком, в темной кофте, в белом платке, подвязанном под подбородком. Лицо все в морщинах, милое, родное лицо»:

а) эпитеты;

б) сравнения;

в) гиперболы.

7. Каковым был приезд Александра Сергеевича в Михайловское для всех и для него самого:

а) очередной ссылкой;

б) выполнением давно намеченных планов;

в) полной неожиданностью.

8. Почему в Михайловском Пушкин мог по-настоящему писать:

а) здесь не было так ненавистного ему надзора;

б) здесь его охватывало привычное с детства чувство бешенства;

в) поэт полюбил в Михайловское всей душой.

9. Мамой называл в Михайловском Александр Сергеевич Пушкин свою няню Арину Родионовну. Как воспринимала Арина Родионовна такие слова Пушкина:

а) смущалась этим словам, была недовольна;

б) сердцем принимала это имя;

в) оставалась всегда равнодушной к таким словам.

10. Общаясь с простыми людьми, окружающими поэта в Михайловском, Пушкин даже научился играть:

а) на фортепиано;

б) на гитаре;

в) на балалайке.

11. В каких словах заключена главная мысль текста:

а) теперь уже никто не ждал Пушкина в Михайловском;

б) тогда в Михайловском Пушкин узнал тайну русского сердца;

в) нет, ничто не проходит зря.

12. Определите стиль данного текста:

а) художественный;

б) публицистический;

в) научный.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Розвиток і саморозвиток професійної креативності вчителя »
Ілляхова Марина Володимирівна
36 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.