Дидактичний матеріал на тему:"Русский язык. Памятка для учеников начальной школы" (4клас)

Опис документу:
Цель:повторить изученные орфограммы и пунктограммы в начальной школе; совершенствовать навыки орфографической зоркости; закрепить навыки и умения, полученные в начальной школе; продолжить работу над использованием изученного материала в игровой и познавательной форме; прививать интерес к предмету

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Русский язык

(памятка для учащихся начальной школы)

Книжка для учеников,

Начинающих с азов,

Чтоб легко запоминали,

Грамоту не забывали,

И «словарь» учили скоро,

Не боялись слов разбора,

Чтобы правила учили

И родных не огорчили.

Чтобы грамотными быть, надо правила учить

Части слова

Части слова, как части растения,

Знают основу и даже деление.

В каждой основе есть корень. Замечено:

Он неизменен и долговечен.

Приставка и суффикс его окружают

И родственных слов ему добавляют.

Приставка - пред корнем,

А суффикс - за ним,

У слова основу должны сохранить.

Но связывать в речи слова - нет призвания,

Для этого служат в словах окончания.

Согласны меняться они в конце слова,

Два слова связать окончанья готовы.

Правописание орфограмм

в корне слова

В корне слова непременно

Надо звуки проверять.

Звуки любят перемены

Им не стоит доверять.

Гласные и согласные

Бывают, порою, опасные.

Мы будем тогда опять и опять

Правила к ним применять:

Если в гласной есть сомненье

Проверяем удареньем.

А в согласной не уверен-

Рядом с гласною проверим.

Гласные и согласные

Уже не такие опасные,

Если знаем мы на «5»,

Как их надо проверять.

Безударные гласные

Звук безударный стал, чтоб ударным,

Надо нам слово менять регулярно.

Родственных слов мы ему подберём,

И безударный звук в них найдём.

Звук под ударением

Услышим без сомнения.

Парные согласные

Согласную парную нужно проверить,

Если в конце она, ей мы не верим.

Но слово родное в запасе найдётся,

Где гласную рядом поставить придётся.

Парная согласная не всегда опасная,

Если гласная за нею,

Нам согласная слышнее.

Непроизносимые согласные

Есть в словах согласные

Сразу не приметные,

Только рядом с гласною

Станут нам заметные:

В сердце скрывается «д», но не вечно.

«Д» открывает сердечко, сердечный.

Местное пастбище «т» в словах прячет.

С места пастух рассуждает иначе.

Удвоенные согласные

Есть слова, где две согласных

Рядышком стоят,

Их запомнить очень важно,

Чаще повторять.

Вот для этого сейчас

Отвечает пусть весь... (класс):

•Если скорость пешехода

Умножать на два часа,

То тогда узнаем что-то,

Что забыть никак нельзя.

Это слово знаю я-

Это ... (расстояние).

•Широкая дорога,

Там быстро едут все-

Запомнится надолго,

Зовут её ... (шоссе).

•Купив билет на транспорт,

Куда-то он спешит,

Волнуется напрасно,

Теперь он …(пассажир).

•Всегда без опоздания

Большие ... (расстояния)

По рельса или без

Проедет вмиг... (экспресс).

•Где берёзки, сосны, ели

Вдоль дорожек в ряд стоят,

Там тенистая ... (аллея)-

Много места для ребят.

Все слова, что вы назвали,

Две согласные связали.

Я ещё добавлю вам

Одно слово... (килограмм).

Перенос слов

Если слово на строчке не входит,

Перенос поскорей повтори.

Разделить надо слово на слоги.

К переносу слог подбери:

С одним слогом слова не разделишь,

С одним звуком слог не пойдёт,

Если мягкий знак в слове заметишь,

От согласного он не уйдёт.

Точно так же и с твёрдым знаком-

Он с приставкою дружит. Однако,

Об удвоенных согласных

Не волнуйся понапрасну,

Между ними мостик строй-

В каждой строчке по одной.

Чтоб переносить слова,

Ты скандируй по слогам.

Разделительные Ъ и Ь

Мягкий знак и твёрдый знак

Ты не спутаешь никак:

Твёрдый знак с приставкой дружит,

Перед гласной в корне служит,

Если у приставки вдруг

На конце согласный звук.

Перед гласной «Я», «Е», «Ё»-

Твёрдый знак подойдёт.

Объяснение понятно?

С мягким знаком всё занятней:

С мягкою согласной дружит,

И, конечно, очень нужен.

Разделить согласный может

С «Е», «Ё», «Я», «И», «Ю» он тоже.

Стоит он в корне, в окончание.

Не путать дайте обещание!

Ь в существительных 3 склонения

Ласков, мягок женский род –

Ь тут подойдёт.

А мужской – всегда суровый –

Нет там знака никакого.

Ь в глаголах настоящего и будущего времени 2 лица единственного числа

Ты - потом и ты - сейчас - Ь пиши тотчас.

Сочетания: -чн-, -щн-, - чт-, -чк-

-ЧТ-, -ЧН-, -ЩН-, -ЧК-

Пиши без мягкого значка!

Написание суффиксов: - ЧИН- и -ЩИН-

Суффиксы есть – чин - и – щин -

Их не путай, гражданин.

Если дама, волос длинный,

Значит - это женщина.

Кавалер шагает чинно,

Напиши скорей - мужчина.

- Чин - пригоден для мужчин,

А для женщин - только – щин, -

Правописание предлогов

Короткое слово предлогом зовётся.

Его распознать не всегда удаётся,

Но между предлогом и словом другим

Всегда мы вопрос или признак вместим.

А если ещё сомневаться мы будем,

То песню с предлогами спеть не забудем:

- На, за, в, из, без, и у –

Я предлоги заучу.

От и до, и под, и про,

О, об, около, и по –

В них пишу я букву «о»,

А ещё: к и с - вот и песенки конец!

*

Предлоги – с именами,

С глаголами – приставки.

Но лучше всё же сами

Другое слово вставьте.

А если не получится,

Тогда с приставкой случаи.

Части речи

«Кто?» и «что?»- предмет такой,

Признак, он всегда «какой?»,

И «какая?», и «какое

- Это крепко мы усвоим,

Ну а действие – оно

Действовать всегда должно!

А теперь имена всем словам мы дадим.

В части речи у нас только выход один:

Предмет существует действительно

И имя ему существительное.

А признак – он к предмету прилагается,

Значит, прилагательным считается.

Исстари «глаголют»- говорят,

Действовать глаголы нам велят.

Члены предложения

В предложении много слов.

Разобраться в них готов?

Подлежащее в нём есть

И сказуемое здесь,

Есть и дополнение,

А вот определение,

Ещё скажу без хвастовства

Люблю я обстоятельства.

Все члены предложенья есть,

Тогда поставлю точку здесь.

Подлежащее – Кто? Что?

Обозначение просто:

Мы его одной чертой

Подчеркнём сейчас с тобой.

А что делает? оно- То в сказуемом дано.

Подчеркнём двойной чертой

Непременно мы с тобой.

По вопросам: Чей? Какой?

Определение раскрой.

И совет опять простой:

Волнистой подчеркни чертой.

На падежные вопросы

Ответит дополнение.

Всё опять предельно просто:

Пунктиром выделение.

Где? Когда? Куда? Откуда?

Вопросы - доказательства.

Штрих – пунктирной чертой

Отметим обстоятельства.

Правописание НЕ с глаголами

НЕ с глаголом непременно

Ты пиши всегда раздельно.

Склонение существительных

Весна! Вот это слово!

Весело склоняется.

И склонение надолго

Весной запоминается:

(И.п.) Придёт весна. Отлично!

(Р.п.) Дождись весны, отличник!

(Д.п.) - Привет весне! - споёмте,

(В.п.) Встречать весну пойдёмте.

(Т.п.) Дыши весной весною

(П.п.) И думай только о весне!

Мы, окончания усвоив,

Запомним всё вполне.

Имена собственные

В стародавних временах

Собственные имена

С красной буквицы писали.

Мы закон тот поддержали:

Уваженье соблюдай –

С большой буквы начинай.

Глаголы исключение II спряжения

Чтоб глаголы написать,

Надо нам спряженье знать.

Глаголы исключения

Во втором спряжении:

Гнать, держать, дышать, и видеть,

Смотреть, слышать, ненавидеть.

Вот совет тебе, дружок:

Их запомни хорошо.

Безударные окончания имен прилагательных

Окончание чтоб знать,

Надо лишь вопрос задать,

Или слово подобрать,

Но - ударное опять.

Слова с непроверяемой орфограммой

Если слово не проверить,

Открывай скорей словарь.

Словарю ты можешь верить,

Но учить не забывай.

Если грамотно писать

«Словарь» не получается,

Ученик разбором слов

Пусть чаще занимается.

По смыслу объяснит слова,

Историю рождения.

Точно выучит «словарь»

С таким сопровождением!

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Вчити читати. Літературна освіта в школі: химери чи лабіринти?»
Мацевко-Бекерська Лідія Василівна
30 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.