До ЗНО з ГЕОГРАФІЇ залишилося:
0
5
міс.
2
5
дн.
2
3
год.
Готуйся до ЗНО разом із «Всеосвітою»!

Дидактичний матеріал на тему:Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"" (10клас)

Опис документу:
Цель:показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на духовный мир героев романа; развивать логическое мышление , умение анализировать и сопоставлять , работать с текстом художественного произведения.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»

План.

I Идейно – художественные особенности романа

- необходимость борьбы с миропорядком, который разделил общество на «униженных» и «унижающих»

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

- гнетущая обстановка

- безысходная жизнь

- униженный, придавленный человек

- образ преступного мира – всё это вело к конфликту человека и мира

- роман идеологический, философский

II «Реальности» Петербурга «униженных и оскорблённых», воссозданные в произведении.

  1. Улицы, по которым бродил Раскольников:

а) внешний облик людей;

- Раскольников, Мармеладов, старуха – процентщица , пьяная девочка, Катерина Ивановна

- остаётся ощущение «чего – то грязного, жалкого, безобразного»

б) описания трактира, комнат Раскольникова, Мармеладова;

в) отношения людей друг к другу;

- равнодушие, злоба

- злое любопытство

- разъединённость

г) немая духота берега Невы.

- особенность пейзажа Достоевского - секрет сильного воздействия на чувства читателей

- пейзажные зарисовки кратки, они заканчиваются тем , как он влияет на чувства человека

- у Достоевского «пейзаж – это не только впечатления, но и пейзаж выражения» (Н. М. Чирков)

- мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, чего – то неправильного, безобразного

- человек задыхается в Петербурге Достоевского

- всё несёт на себе печать общей неустроенности , скудности человеческого существования

  1. Картины жизни и смерти униженных и оскорблённых:

а) письмо матери Раскольникова (частьI, гл.3);

б) сцена смерти Мармеладова (часть II, гл. 7);

в) Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.V,гл.5);

г) сон Раскольникова о забитой клячонке.

- страшная нищета, надругательство над человеком

- невыносимые страдания

- сон – безобразные кошмары самой действительности

- связь сна с эпизодами из жизни бедных людей

- картины эти проникнуты тоской по гуманности и справедливости

- пробуждается и сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может

- герои бессильны разрешить противоречия и «тупики», в которые ставит их жизнь

- неразрешимость противоречий зависит не от воли людей, а от состояния общества

  1. Типичные обстоятельства, подчёркивающие сложность и трагичность ситуаций:

а) положение Сонечки;

б) решение Дуни Раскольниковой;

в) тупик Катерины Ивановны.

- они аналогичны

- естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе

- любовь к людям может проявиться только в форме самоотрицания, понятия «добра» и «зла» принципиально нерасчленимы

- люди вынуждены переступать моральные нормы, чтобы купить право на существование

  1. Человеку «некуда пойти»:

а) честный труд для Мармеладова – возможен ли?

б) другой вариант судьбы Сонечки…;

в) был ли выход у Катерины Ивановны?

- «Ему некуда пойти, как человеку, поднявшемуся над бессмысленным существованием штифтика в бюрократической «машине»

(В. Кожинов)

- противоречия от социальных обстоятельств, миропорядка

  1. Приёмы, используемые Ф. Достоевским при создании образа Петербурга:

а) исключительность положений;

б) максимальное сгущение красок в обрисовке пейзажа;

в) подробности в описании внешнего облика людей , их жилища;

г) стремление к гротеску.

- ярче видна жестокость, несправедливость общественного устройства, тот «жизненный путь»,в котором «человеку некуда пойти»

- «сгущение красок» помогает держать читателя в напряжении и постоянно думать: «Как страшно!»

- озлобленный индивидуализм делает несбыточной идею обновления общества

III Новое объяснение судеб людских – истинное лицо романа и города

Петербурга.

- закон жизни обрекает человека жить «на аршине пространства».

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Стратегії профілактики та вчасного реагування на прояви суїцидальної поведінки неповнолітніх»
Мельничук Вікторія Олексіївна
36 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.