Дидактичний матеріал на тему:"Лексико-фразеологические игры" (6 клас)

Опис документу:
Цель: 1. обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Лексика" 2.развитие языковой, речевой, коммуникативной компетенции учащихся; 3.совершенствовать навыки речевой деятельности учащихся 4.продолжить работу со словарными статьями словарей Оборудование:презентация, словарь литературоведческих терминов

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Лексико-фразеологические игры 5-6 классы

Данный вид игр используется не только для закрепления знаний по фразеологии, но для отработки различных орфографических правил. Например, игра «Собери фразеологизм».

На доске записаны слова: Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Задача учащихся «собрать» из данных слов фразеологизмы, что поможет проверить знание данных оборотов. Параллельно проверяется умение учащихся определять спряжение глаголов, правописание предлогов с другими словами.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял. 
- Как в воду канул. 
- Ветер свистит в карманах. 
- На языке вертится. 
- В ежовых рукавицах.

 «Собери пословицу» 

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

При выполнении этого задания мы повторяем правописание Ь, опять же повторяем спряжение глагола.

2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

_Детям очень нравится игра  «Переводчик», которую проводится на уроке закрепления разделов «Лексика» и «Фразеология». Эта игра не только прививает интерес к урокам русского языка, но и обогащает словарный запас детей.

•   Переводчик

Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.

Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:

Око - (глаз).        Зеница - (глаз, зрачок).

Чело - (лоб).        Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея).                                      Длань - (ладонь).

Чрево - (живот).        Шуйца - (левая рука).

Перст - (палец).        Десница - (правая рука).

Перси - (грудь).        Чресла - (поясница, бедро).

Вежды - (веки).        Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).

Ланиты — (щёки).        Рыло — (то же, что лицо).

Уста - (губы).        Пясть - (ладонь с пальцами).

•   Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый  осел; носиться как курица с яйцом и т. п.

Эту игру можно проводить и при закреплении орфографических правил. Например, при работе со склонениями существительного, безударной гласной.  

•   Угадайте слово по его описанию.

-Объясните, как вам это удалось сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» плеч. Родной или крёстный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

-Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

2) На дворе, па траве. (На дворе трава, на траве дрова.)

3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)

4) Она пущи неволи. (Охота пуще неволи.)

5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)

6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя)

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Впровадження веб-квестів в освітній процес»
Левченко Ірина Михайлівна
36 годин
590 грн