Дидактичний матеріал на тему:"Аудирование" (8 клас)

Опис документу:
Цель: развитие умения аудировать с детальным пониманием прослушанного; развить объем слуховой памяти, научить детей отличать главное от второстепенного, развивать внимание, творческое мышление.умение понимать смысл и основную идею текста.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Аудирование (8 класс)

Охотники за камнем

"Коллекционеры - счастливые люди!" - воскликнул однажды Иоганн Вольфганг Гёте. Не случайно произнёс эти слова создатель бессмертного "Фауста": он сам был коллекционером. На протяжении полувека собирал он свою знаменитую коллекцию минералов. Созерцание образцов неживой природы радовало поэта, он даже посвящал им свои стихи.

Мир минералов! Как он обширен и разнообразен! Самый мягкий минерал - тальк: его можно даже поцарапать ногтём. А самый твёрдый - алмаз: разбить кристалл алмаза крайне трудно. Недаром императоры Рима обещали свободу рабам, которые смогли бы его разбить. Тогда ещё учёный мир не знал, что единственный враг завораживающей красоты алмаза – высокие температуры. В мире камней есть даже съедобные минералы - поваренная соль.

Камень с древнейших времён служил человеку. Вначале как орудие труда и материал для изготовления оружия. Со временем красоту камня стали использовать камнерезы и зодчие. Научное изучение минералов помогло людям проникнуть в тайны земли, извлечь из её недр несметные богатства.

...Когда шестилетний Саша выковырнул из обломка горной породы шестигранную пирамидку, ослепительно сверкавшую на солнце, он и не подозревал, что этот камушек - кварц. Позже он узнал, что каждый камень, даже самый простой имеет своё имя. И таких имён несколько тысяч! Он стал читать книги по истории Земли, рылся в солидных трудах по минералогии и химии и всё время пополнял свою коллекцию. Теперь он уже тщательно обрабатывал каждый образец, выписывал из книг его научное название, отмечал местность, где тот был найден. Коллекция перестала быть детской забавой. Наука о минералах стала призванием Александра Евгеньевича Ферсмана.

Неутомимый исследователь объездил всю страну: он был за Полярным кругом и в пустынях Средней Азии, в дебрях сибирской тайги и предгорьях Памира. Сотни месторождений редких минералов и полезных ископаемых были открыты им и нанесены на карту. Из каждой экспедиции Александр Евгеньевич возвращался с новыми образцами. Многие из этих находок можно теперь увидеть в Минералогическом музее имени А.Е.Ферсмана.

Коллекционер минералов в полном смысле слова - подвижник. Сколько сотен километров приходится порой пройти ему с рюкзаком и геологическим молотком, сколько породы перебрать, прежде чем он найдёт неповторимый по своей красоте камень!

Сменному мастеру Харьковского метростроя Юрию Сергеевичу Егорову "повезло" - большую часть своей коллекции он собрал "без отрыва от производства". Первые образцы собрал на донбасской шахте - там он трудился после окончания института. Пополнял коллекцию на рудниках Колымы и Чукотки, где добывал золото и олово. Теперь в его собрании около полутора тысяч экспонатов. Каждый из них имеет свою неповторимую окраску: сердолики отливают тёплым красным цветом, поражают разнообразием оттенков агат и халцедон, застывшими каплями солнца кажется золотистый янтарь.

Золотистый янтарь? «Конечно», - скажете вы. Ошибаетесь. Коллекция инженера-экономиста И.И.Бондаренко опровергает общепринятое представление о цвете "солнечного камня". В собрании Игоря Иосифовича представлены редчайшие образцы янтаря: вишнёвого, зелёного, чёрного, голубого. Не верится, что всё это - янтарь, ископаемая смола, которую издавна использовали для ювелирных украшений, в производстве лекарственных препаратов и лаков.

Коллекция янтаря необычных оттенков, собранная И.И.Бондаренко, представляет большой интерес для учёных, художников, ювелиров. Она находится под охраной государства.

Ереванский архитектор Сурен Петросян тоже увлечён загадочным миром камня. Только его интересуют не минералы, а петроглифы - наскальные изображения, оставленные нашими далёкими предками. Фотокопии рисунков на камне, найденные в высокогорных пещерах Армении, составили несколько объёмистых папок. Бережно хранит архитектор и небольшие осколки, найденные в пещерах. Только представьте: к ним прикасалась рука человека, жившего тысячелетия назад. Изображения животных и птиц, сцены охоты, первые наивные представления о созвездиях выполнены с большим мастерством и фантазией. Находки Сурена Петросяна, собранные в его коллекции, позволили историкам и астрономам сделать немало ценных открытий, узнать много нового о культуре и образе жизни наших далёких предков.

Многих собирателей привлекает форма камня, неожиданность его очертаний. Такие коллекции тоже по-своему интересны. В парке эстонского посёлка Выхма - около трёх тысяч каменных изваяний, к которым не прикасался резец скульптора. Эти чудо-рыбы, звери, сказочные герои созданы самой природой. Сказочная симфония из камня стала одной из достопримечательностей Эстонии. Сюда едут туристы из Европы и Америки. Едут, чтобы прикоснуться к Чуду.

По-разному можно коллекционировать камни. Этот удивительный мир таит в себе ещё много интересного и познавательного.

Вопросы к тексту:

1. Особенность данного текста:

а) это рассказ в рассказе;

б) сюжет построен по классической композиции: завязка, кульминация, развязка;

в) последовательность микротем данного текста подчинена логике авторского замысла;

2. Текст построен в форме

а) рассуждения с элементами описания;

б) повествования;

в) повествования с элементами рассуждения и описания;

3. Текст написан в стиле:

а) научном;

б) литературно-художественном;

в) художественно-публицистическом

4. Великий писатель Гёте назвал коллекционеров

а) людьми, одержимыми нелепой идеей;

б) людьми, отрешёнными от мира;

в) счастливыми людьми.

5. Первое применение камня на службе человеку:

а) как украшение;

б) как орудие труда;

в) как оберег.

6. С чего началось увлечение академика Александра Ферсмана камнями?

а) ему подарили книгу о камнях

б) он поехал в научную экспедицию с родителями;

в) он нашёл шестиграннную пирамидку кварца.

7. Имя академика Ферсмана вошло в историю науки и жизнь общества:

а) его именем названа станция метро;

б) его именем назван университет;

в) его именем назван Минералогический музей

8. Что необходимо для пополнения коллекции минералов?

а) иметь много денег для покупки камней;

б) иметь специальное образование;

в) пройти сотни километров в поисках камней

9. Как формировалась коллекция сменного мастера Юрия Егорова?

а) он привозил камни из туристических походов;

б) собирал интересные экземпляры в тех местах, где приходилось работать;

в) это подарки друзей-геологов.

10. Как называют наскальные изображения в научном мире?

а) петроглифы;

б) иероглифы;

в) пентаграммы.

11. Что сделало знаменитым парк в эстонском городе Выхма?

а) там находится самый крупный музей минералов;

б) там под открытым небом выставлены скульптуры из камня, созданные эстонскими камнерезами.

в) в парке находятся фигуры из камня, созданные самой природой

12. Какая из фраз наиболее точно отражает тему данного текста?

А мир минералов разнообразен;

б) коллекционирование - дело интересное и полезное

в) людей, увлечённых коллекционированием минералов, много.

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Ефективні комунікації (soft skills) учителя з батьками»
Швень Ярослава Леонідівна
30 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.