Дидактичний матеріал на тему:" Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина "(9 клас)

Опис документу:
Цель: систематизировать знания учащихся о лирике как о роде литературы; развивать ассоциативное мышление и творческое воображение обучающихся; вспомнить основные этапы жизненного пути А. С. Пушкина; дать общую характеристику лирики Пушкина.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Я лиру посвятил народу своему.

Н. А. Некрасов

Цель поэзии – идеал, а не

нравоучение.

А. С. Пушкин

I Роль поэта и место его в мире – центральная тема лирики А. С. Пушкина.

II Развитие темы поэта и поэзии на протяжении всего творчества .

- Пушкин последовательно отстаивает

внутреннюю самоценность и

самодостаточность поэзии

- Пушкин отстаивает независимость

творца от утилитарных требований «века»

1. Раннее творчество:

а) служение делу освобождения Родины от давящей государственной системы («Вольность», 1817 год);

б) стремление поэта к независимости в творчестве («К Н. Я. Плюскиной», 1818г.)

в) поэтический труд – это тяжёлая работа и блаженство («Дельвигу», 1817г.)

2. Период южной ссылки :

а) стремление творить по законам, самим над собой установленным («Послание к цензору», 1822 год);

б) разочарование в служении народу, не желающему понять идей поэта («Свободы сеятель пустынный», 1823 год);

в) литературная деятельность – профессия и оплачиваемый труд («Разговор с книгопродавца с поэтом», 1824 год).

3. Творчество 20 – х годов:

а) божественная суть искусства, пророческое назначение поэта («Пророк», 1826 год);

-пророк – рупор, орудие, передаточное в

цепи: истина – люди

- слово – атрибут бога, слово – удел

пророка, его оружие, уравнивающее

поэта с божеством

б) особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии («Арион», 1827 год; «Поэт», 1827 год);

в) цель поэзии – приобщить людей к духовной работе («Поэт и толпа», 1828 год).

- гнев и презрение поэта обрушиваются на порочную и самодовольную толпу

- оппонент творца – порочная власть, требующая от поэта употреблять его дар «во благо нам»

- поэт – служитель искусства, не меняющий своей независимости на двусмысленное полупризнание толпы

4. Творчество 30 – х годов:

а) поэт вне людского суда, суда толпы («Поэту», 1830 год ; «Эхо», 1831 год ) ;

- тема творческой независимости художника

- поэт вправе пренебрегать судом толпы

- дорога поэта свободна

- поэзия – путь благородного подвига и путь нарастающего одиночества

- «Ты царь. Живи один».

б) свобода поэтического творчества («Из Пиндемонти», 1836 год).

5. Поэтическое завещание – общечеловеческая значимость поэзии во всех поколениях («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836 год).

- поэзия – гарант долговечности и нерушимости духа поэта

- стихи найдут читателя в новых поколениях

- поэт призывает свою музу к высшей внутренней независимости и к высшему назначению – служению добру и истине

III Поэзия для Пушкина – служение гуманистическим идеалам.

Цитаты к сочинению

  1. Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И , обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

А. С. Пушкин

2. Веленью божьему, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

А. С. Пушкин

3. Восторженных похвал пройдёт минутный шум ;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

А. С. Пушкин

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Протидія шкільному насильству»
Черниш Олена Степанівна
72 години
790 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.