Дидактичний матеріал на тему:" Тема "беглеца" в творчестве А.Пушкина и М.Лермонтова "(7 клас)

Опис документу:
Цель: закрепить знания о романтизме, особенностях романтического характера; проанализировать способы раскрытия романтического характера в поэмах А.Пушкина и М.Лермонтова;развивать навыки аналитической работы с текстом.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Перегляд
матеріалу
Отримати код Поділитися

Тема «беглеца» в творчестве А. Пушкина и

М. Лермонтова (поэмы «Цыганы» и «Мцыри»)

Нет, я не споря от прав моих не откажусь…

А.Пушкин «Цыганы»

План

I Романтическая направленность произведений А. Пушкина и

М. Лермонтова.

II «Я знал одной лишь думы власть…» (М. Лермонтов)

  1. Разные эпохи, разные герои, разные авторы:

а) Алеко А. Пушкина;

- он приходит из степной «мглы»

- незаурядный, обладающий острокритическим умом, способностью к глубоким чувствам, сильной волей, смелостью, решительностью

- герой - индивидуалист

б) Мцыри М. Лермонтова.

- «Я волен»

- знает власть мечты

- он весь – порыв к свободной, яркой, полноценной, подлинно человеческой жизни

2. Цели бегства этих героев:

а) мечта о вольной жизни у светского юноши;

- «его преследует закон»

- он «изгнанник перелётный»

- поиски свободы неопределённы

- в чём он искал свободу?

- где рассчитывал её найти?

б) путь домой, на родину, у пленника монастыря.

- тоска по родине у него – это не состояние безнадёжности и упадка, это страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу

- он не романтик - индивидуалист

3. Жизнь на свободе в понимании:

а) Алеко;

- требует для себя безграничной свободы, но не склонен уважать свободу других

б) Мцыри.

- рвётся к борьбе «в краю отцов», среди других «вольных» людей

4. Качества характеров беглецов, проявившиеся на

в «свободной жизни»:

а) эгоизм Алеко;

б) его неумение считаться с чужим выбором;

в) он – убийца;

г) героизм, бесстрашие Мцыри.

5.Причины трагедий двух героев:

а) «ты зол и смел» (пушкинский герой);

- в табор приходит добровольно

- обретённая свобода приходится ему вполне по душе

- но Алеко внутренне не достоин этой свободы

- вольнолюбец становится насильником

- проповедник вольности оказывается беспредельным эгоистом, злым ревнивцем, собственником, рабовладельцем в душе

б) «на мне печать свою тюрьма оставила…» (лермонтовский герой).

- он одинокий в своей борьбе за свободу

6. А дальше:

а) каков путь избранника Земфиры;

- он снова теряется в неведомой таинственной мгле

- «Оставь нас, гордый человек!»

б) смерть послушника монастыря – почему такой выход.

- он жертва объективных обстоятельств, оказавшихся сильнее его

III Мысли, навеянные этими героями и их поступками…

Цитаты к сочинению

  1. «… думая из этой поэмы создать апофеозу Алеко… вместо этого сделал страшную сатиру на него и на подобных ему людей, изрёк над ним суд неумолимо- трагический и вместе с тем горько - иронический».

В. Г. Белинский

2. Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

А. С. Пушкин

Зверніть увагу, свідоцтва знаходяться в Вашому особистому кабінеті в розділі «Досягнення»

Курс:«Організація ефективної діяльності практичного психолога в закладі освіти»
Мельничук Вікторія Олексіївна
36 годин
590 грн

Всеосвіта є суб’єктом підвищення кваліфікації.

Всі сертифікати за наші курси та вебінари можуть бути зараховані у підвищення кваліфікації.

Співпраця із закладами освіти.

Дізнатись більше про сертифікати.