і отримати безкоштовне
свідоцтво про публікацію
До визначення переможців залишилось:
3
Дня
3
Години
16
Хвилин
30
Секунд
Поспішайте взяти участь в акції «Методичний тиждень».
Щотижня отримуйте приємні подарунки.
Взяти участь
  • Всеосвіта
  • Бібліотека
  • Актуальные вопросы обучения детей с особенными образовательными потребностями

Актуальные вопросы обучения детей с особенными образовательными потребностями

Передплата на журнал
Бібліотека
матеріалів

Бердянская общеобразовательная школа І-ІІ ступеней №13

Бердянского городского совета Запорожской области

Актуальные вопросы учебы детей

с особенными образовательными потребностями

Выступление

заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Помаз Светланы Викторовны

КОТЯТА (притча)

.

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
- От 300 до 500 рублей, — ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и посчитал мелочь.
- У меня только 20 рублей сейчас, — грустно сказал он. — Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них,— с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать.
Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
- Скажите, а что с этим котенком? — спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
- Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. Поэтому он хромает.
Тогда мальчик почему-то очень заволновался.
- Вот его-то я бы и хотел приобрести.
- Да ты что, мальчик, смеёшься? Это же неполноценное животное! Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, — сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.
- Нет, я не хочу брать его даром, — напряженным голосом произнес ребенок. —Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, — твердо добавил он.
Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.
- Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Ребенок взглянул на продавца:
- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал его, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, — дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза… Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.
- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные сердечные хозяева, как ты…

Уважаемые коллеги!

Каждый из нас в течение своей жизни сталкивался, наверное, и общался с людьми, которые имеют нарушения в физическом или психическом развитии. Но печальным является то, что при общении с такими людьми большинство из нас чувствуют страх, неудобство или, еще хуже, отвращение. Основная причина такого отношения заключается в незнании того, что же такое нарушение развития и что представляют собой люди с особенными потребностями.

Общество годами старательно скрывало от нас наличие такой проблемы, но она есть: особенно она проявляется при воспитании и обучении детей.

На протяжении многих лет мы со своими коллегами стали обращать внимание на то, что среди наших учеников все больше и больше стало появляться детей с различными медицинскими диагнозами. Среди них были дети, которым предоставлялось индивидуальное обучение, и дети, которые по тем или иным причинам получали образование в обычных классах. Тяжело было осознавать, что мы порой не могли правильно поступать в той или иной ситуации при общении

с такими детьми. Для того, чтобы правильно строить свои отношения с детьми, имеющими нарушения, мы должны были хотя бы в общин чертах иметь представление об этих нарушениях.

Поэтому первое, что мы сделали – это то, что стали на семинарах, заседаниях педсовета знакомить членов педколлектива с характеристикой детей

с особенными потребностями и методами работы с ними.

Мы выяснили, что все дети с особенными потребностями делятся

на несколько основных категорий:

дети с нарушением речевого развития;

дети с нарушением зрения (каких очень много);

дети с нарушением слуха;

дети с задержкой психического развития;

гиперактивные дети;

дети с аутизмом;

дети с нарушением умственного развития ;

дети с задержкой психического развития (последних категорий, к сожалению, становится все больше).

Дети с задержкой психического развития

К причинам задержки психического развития у детей относят такие:

- наследственная склонность;

длительные хронические заболевания в раннем детстве;

нарушения функционирования мозга, которые возникают во время внутриутробного развития;

патологические роды;

неблагоприятные условия воспитания.

Различают такие формы ЗПР:

  1. «мальчик – мизинчик», «девочка, – Дюймовочка».

Одна из форм задержки психического развития, которое имеет название гармоничный инфантилизм – состояние, которое совмещает психическую и физическую незрелость ребенка. Ребенок грациозен, хрупок, не отстает от ровесников в психомоторном и речевом развитии, часто имеет склонности к музыке, эмоционально резвые. Однако, у ребенка отстает развитие умения правильно оценивать ситуацию, и, соответственно, возможные последствия. Для школьного возраста характерно неумение сосредоточиваться на задании и выполнять его.

  1. ЗПР может возникнуть в результате хронических заболеваний (тонзиллит, гастрит, колит, бронхит, ревматизм, аллергия, и тому подобное), при котором ослабевает работа головного мозга. В связи с этим у ребенка наступает временная недостаточность интеллектуальных функций, то есть снижается не интеллект, а производительность, в результате нарушения памяти, внимания, работоспособности. ?Хроническая психическая и физическая астения тормозят развитие активности ребенка, влекут формирование таких черт личности, как несмелость, неуверенность в собственных силах. К вредным последствиям может добавиться и неправильное воспитание: постоянная тревога за здоровье и жизнь ребенка делает родителей снисходительными к нему, и потому часто они удовлетворяют все прихоти, что порождает у ребенка пассивность, безынициативность, эгоизм

  2. ЗПР психогенного происхождения может возникнуть через недостаточную заботу о ребенке. Психологи доказали, что для того, чтобы кора головного мозга успешно функционировала и развивалась, детский организм должен получать от внешней среды комплекс раздражений. Отсутствие этого называется сенсорной депривацией, что возникает в случае, когда ребенок лишен материнского ухода и может привести к задержке психического развития.

  3. Церебрально органическая форма ЗПР возникает в результате поражения головного мозга через:

патологию преимущественно второй половины беременности;

влияние токсичных веществ (алкоголя, табака, наркотиков);

влияние токсичных веществ окружающей среды (радиоактивное ... облучение);

тяжелые вирусные инфекции, резус и группа несовместимости группы крови плода и матери.

Мозговая недостаточность может сказываться в повышенной возбудимости или, наоборот, заторможенности ребенка. Такие дети слишком чувствительные к яркому свету, шуму, плохо переносят поездки в транспорте, резкие движения, их быстро утомляют умственные нагрузки, потому производительность на занятиях у этих детей достаточно низкая.

Ребенок с нарушением слуха

Потеря слуха в раннем возрасте препятствует нормальному формированию словесного мышления, нарушает процессы познания окружающей среды. При незначительном нарушении слуха отклонения в развитии вещания незначительные. При значительной потере слуха наблюдается более существенные нарушения, а при тяжелом нарушении слуховой функции, при глухоте, самостоятельное овладение вещаниям становится невозможным. Поэтому глухие дети не в состоянии самостоятельно научиться говорить. Дети со сниженным слухом самостоятельно накапливают словарный запас, но он небольшой, а произношение несовершенное.

Ребенок с нарушением зрения

По степени снижения остроты зрения различают детей слепых и слабозрячих. К слепым относят детей абсолютно (тотально) слепых и детей с остаточным зрением, в которых острота зрения составляет 0,04 и ниже. К слабозрячим относят детей, которые имеют остроту зрения от 0,05 до 0,4.

Одной из причин слабозоркости есть нарушение преломления глаза. Видами этого нарушения является близорукость, дальнозоркость, астигматизм. К особенностям протекания психологических процессов у детей с нарушением зрения относят:

- затруднение процессов восприятия, в частности формирование целостных образов, выделения его, существенных признаков, их полноты и точности;

- низкий уровень развития моторики и координации движений (несформированная координация и точность движений, плохое владение своим телом) .

Ребенок с нарушением умственного развития

Умственная отсталость возникает в результате органического повреждения центральной нервной системы У ребенка наблюдается низкий уровень активности и познания, его непосредственные потребности и эмоциональные проявления не подчиняются мышлению, потому не осознаются и не регулируются самим ребенком.

Ребенку с нарушением умственного развития достаточно сложно воспринять учебную деятельность, поскольку это требует от нее не только сидеть за партой, слушать учителя, но и выполнять задания учителя с включением мыслительских операций. Именно это может спровоцировать у ребенка появление острых негативных переживаний, быстрых изменений настроения, недовольства, импульсивного поведения и эмоциональных стрессов. У такого школьника также недостаточно стойкая мотивация и низкий познавательный интерес.

Ребенок с церебральным параличом

Детский церебральный паралич (ДЦП) – один из самых распространенных неврологических диагнозов. Этот диагноз объединяет группу состояний, при которых нарушаются движения и способность контролировать положение тела в пространстве. Это заболевание тяжело поражает не только опорно-двигательную систему, но и предопределяет нарушение общения (80%), интеллекта (50%), зрения (20%), слуха (15%). Церебральний паралич возникает в результате нарушения тех отделов нервной системы, которые контролируют работу мышц, отвечают за равновесие и произвольность движений. Это поражение может возникнуть до рождения, во время родов или в первые недели жизни ребенка.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивность – это ярко выраженное преимущество возбуждения над торможением. Активность гиперактивных детей избыточна и неорганизованна. У них отсутствует усидчивость и предприимчивость в деятельности, которая нуждается в умственной сосредоточенности. Они

меняют одно дело на другое, не доводя начатое до конца. И как следствие – недостаточность познавательных функций, трудности в учебе, возможная задержка речевого развития. Часто такие ученики не пользуются благосклонностью одноклассников, в результате чего могут оказаться изолированными, что может привести к низкой самооценке и проблемному поведению.

Причиной гиперактивного поведения могут быть (на сегодня точных причин не обнаружено):

1) Наследственность. Гиперактивность больше свойственна мальчикам (соотношение в популяции – пять мальчиков / одна девочка).

2) Здоровье матери (аллергические заболевания).

3) Беременность и роды (аллергия, стрессы матери).

4) Окружающая среда (наличие свинца и нитратов в питьевой воде, выхлопные газы, пестициды).

5) Дефицит жирных кислот в организме.

6) Дефицит в организме цинка, магния, витамина В12.

7) Питание (пищевые добавки, консерванты). 8) Неправильное воспитание, вседозволенность. Недостаточная концентрация внимания, неусидчивость часто создают таким детям репутацию нарушителей дисциплины.

Ребенок с аутизмом

Аутизм – патологическая замкнутость, отчужденность от внешнего мира, погружение ребенка в мир собственных переживаний. Аутизм – это расстройство, которое возникает в результате нарушения развития мозга и характеризуется отклонением в социальном взаимодействии и общении. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет. У детей с аутическим спектром расстройств наблюдаются трудности формирования целеустремленного поведения и способности концентрировать внимание. Кроме этого, возможны импульсивные реакции, причины которых иногда трудно понять, а значит – и предусмотреть нежелательные проявления. Что касается способности взаимодействовать с другими, можно говорить об отсутствии у таких детей умения принимать полноценное участие в совместной деятельности, эмоционально сопереживать.

Ребенок с нарушением речевого развития

Причины задержки речевого развития:

педагогическая запущенность,

отсутствующее или недостаточное общение с ребенком,

общая ослабленисть ребенка после перенесенных инфекционных заболеваний,

осложнения во время беременности и родов матери.

Дети с речевыми нарушениями попадают в группу риска как склонные к дислексии (то есть нарушению чтения) и дисграфии (то есть нарушению письма), им присущи некоторые отставания в развитии психических процессов.

Всем понятно, что в обычных классах такие дети с разными нарушениями почти всегда чувствуют себя некомфортно, потому что в сознании наших родителей, учеников, как и в обществе в целом, относительно детей

с особенными потребностями существовали различные мифы, от которых нам срочно надо было отказаться самим и помочь это сделать окружающим.

Первый миф заключался в том, что такие дети агрессивные,

с неконтролируемым поведением и опасны для окружающих. На практике же потом оказалось, что они более беззащитны и предсказуемы, чем так называемые здоровые дети: ведь в обычном классе ребенок может пострадать из-за агрессивности других детей. Инклюзивные классы, напротив, характеризуются малокомплектностью и дружественным микроклиматом.

Второй миф – дети с нарушениями психофизического развития «заразные».

Этот миф характерен для родителей, которые боялись, что их дети «нахватаются» у детей с нарушениями психофизического развития плохого. Но опыт показал, что дети, наоборот, приобретают полезный опыт помощи ребенку, у которого не все выходит. Это важный жизненный опыт, который дети смогут использовать

в будущем для воспитания собственных детей.

Миф третий. Дети с нарушениями психофизического развития появляются только в неблагополучных семьях. Однако, это не так. И мы сталкиваемся

с нездоровыми детьми в благополучных семьях, а в семьях неблагополучных чаще встречаются педагогически запущенные дети.

Были знакомы все и с проблемами, с которыми сталкивались участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования:

Психологические проблемы учителей:

Опыт внедрения инклюзивного образования показал, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Педагоги испытывали страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боялись не справиться и потерять работу, боялись ответственности, боялись рисковать.

Страх и неуверенность также связаны с тем, что учителя и другие педагоги боялись, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы.

Но мы ознакомились и с советами специалистов, которые дают в таких случаях самый главный совет: нужно делать своё дело, несмотря ни на что.

Возникли проблемы и у родителей так называемых «обычных» детей.
Родители детей, которые развиваются типичным образом, высказывали опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт других, а потом и наш собственный, показывает обратное: успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.

А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения специалистов показывают, что те, кто до школы посещал детские сады вместе с детьми

с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

После проведенной определенной работы в коллективе все больше детей, имевших индивидуальное обучение, стали появляться в школьных коллективах на воспитательных часах, на праздниках.

И когда речь зашла об участии в проекте «Інклюзивна освіта – рівень свідомості нації» под эгидой благотворительного Фонда Марины Порошенко, мы даже не сомневались, что это необходимо в нынешних условиях. Девизом для нас при внедрении инклюзивного образования стали слова Л.В.Выготского: «Ребенок, развитие которого усложнено дефектом, не просто менее развит, чем его сверстники, но развит иначе».

А потом еще вдобавок, когда увидели в прошлом учебном году, что дети эти из инклюзивного класса и вправду развиты иначе, что и они, и их родители особенные, что обстановка в классе комфортная, поняли, что не ошиблись, приняв таких деток в свой школьный коллектив. Поэтому когда в нынешнем учебном году появился еще один инклюзивный класс, все уже понимали, что мы все делаем правильно.

Принимая участие в проекте, мы убедились, что при общении со сверстниками с различными видами нарушений дети становятся терпимее, толерантнее. Да и мы, взрослые, тоже.

Сама собой сложилась модель инклюзивного образования:

Diagram 2

Конечно же, эти полтора года мы прожили, добившись определенных результатов, благодаря специалистам, изо дня в день находившихся рядом

с детьми инклюзивного класса и их родителями. Это классовод теперь уже 2-Б класса Баталова А.Л., психолог и социальный педагог Тищенко Ю.И., учитель-дефектолог Ильина А.Н., классовод нынешнего 1-Б класса Чайка А.С., ассистент учителя Лях Л.П. и, в первую очередь, руководитель школьного МО учителей инклюзивного образования, ассистент инклюзивного класса, педагог с большим опытом работы в данном направлении Богун О.В., без которой справиться нам бы пришлось тяжелее. И от имени коллектива я выражаю им благодарность за их кропотливый труд.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу

Опис документу:
Описание опыта работы по изучению актуальных вопросов обучения детей с особенными образовательными потребностями
  • Додано
    25.02.2018
  • Розділ
    Педагогіка
  • Клас
    1 Клас
  • Тип
    Стаття
  • Переглядів
    3323
  • Коментарів
    0
  • Завантажень
    0
  • Номер материала
    DT787452
Збірник методичних матеріалів проекту «Всеосвіта» I видання

Бажаєте дізнаватись більше цікавого?


Долучайтесь до спільноти